Военная авиация
поиск меню
слушать музыку
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Многоцелевой самолет Юнкерс Ju 88

Задуманный как скоростной бомбардировщик в начале 1936 г., первый опытный образец Ju 88VI впервые взлетел 21 декабря того же года. Трехместный самолет был первоначально оснащен двумя двигателями DB 600А. Десять машин предсерийной партии Ju 88А-0, имевшие экипажи из четырех человек, были начаты в 1939 г.

Первые самолеты Ju 88А-1 поступили в специально созданное подразделение «Erprobungskommando 88», на базе которого в августе 1939 г. была сформирована группа I/KG 25. В следующем месяце I/KG 25 переименовали в I/KG 30, эта группа впервые применила Ju 88А-1 для атак английских кораблей 26 сентября. Ко времени немецкого вторжения в Норвегию семь групп из состава LG 1, KG 30 и KG 51 имели в своем составе самолеты Ju 88А, производство которых достигло 300 машин в месяц. Среди них были Ju 88А-2 со стартовыми ракетными ускорителями, Ju 88А-4 с увеличенным размахом крыла, усиленным шасси и двигателями Jumo 211J-1 мощностью 1340 л. с. (1000 кВт), а также в целом подобный ему Ju 88А-5. Все эти версии Junkers Ju 88А принимали участие в 1940 г. в летней «Битве за Англию» и зимней операции «Блиц» в составе 17 групп, из которых 14 групп были бомбардировочными. Основная версия Ju 88А, включавшая множество вариантов (вплоть до Ju 88А-17), действовала в 1941 г. над Средиземным морем, бомбя гавани и корабли союзников. LG 1 также поддерживала корпус Роммеля в Северной Африке.

Для вторжения в СССР были подготовлены бомбардировочные эскадры KG 1, KG 3, KG 30, KG 54, KG 90, KG 91 и KG 92, в составе которых находилось 493 самолета Ju 88. Через месяц после начала войны с Советским Союзом 130 бомбардировщиков из состава KG 3 и KG 54 совершили массированный налет на Москву. В большом количестве бомбардировщики Ju 88 из KG 26 и KG 30 использовались для атак союзных конвоев в Арктике, в общей сложности ими было потоплено 27 торговых судов и 7 боевых кораблей.

В начале лета 1940 г. со сборочной линии стали сходить предсерийные машины версии Ju 88В с более мощными двигателями BMW 801МА. По результатам испытаний большинство машин Ju 88В-0 переделали в дальние разведчики, которые поставлялись в разведывательную группу верховного командования люфтваффе. Затем был разработан истребительный вариант Ju 88С, в частности, самолеты Ju 88С-2 состояли на вооружении группы дальних ночных истребителей II/NJG 1, сформированной в июле 1940 г. для отражения ночных налетов английских бомбардировщиков на Германию.

В начале 1940 г. в составе групп дальней разведки появился разведчик Ju 88D, у которого в переднем бомбоотсеке располагался дополнительный топливный бак, воздушные тормоза были сняты и установлены фотокамеры — Rb-50/30 для работы на высотах до 8500 м и Rb-20/ЗО для работы на высотах ниже 2000 м.

Опытный образец Ju 88PV1, представлявший собой модифицированный самолет Ju 88А-4, оснащался 75-мм подфюзеляжной пушкой KwK 39. Во время испытаний в Рехлине проводились стрельбы с этого самолета по трофейным советским танкам Т-34; Затем последовала небольшая партия штурмовиков Ju 88Р-1 (около 40 машин), оснащенная дополнительной броней и полуавтоматической противотанковой пушкой Рак 40 калибра 75 мм. Штурмовики направили на советско-германский фронт и распределили между двумя опытными подразделениями, отрабатывавшими методы борьбы с бронетехникой, и шестой эскадрильей бомбардировочной эскадры KG 3. Самолет Ju 88Р-1 оказался перетяжеленным и уязвимым, поэтому вскоре появился Юнкерс Ju 88Р-2 с двумя подфюзеляжными пушками ВК 3,7 калибра 37 мм. Эти самолеты, которые, однако, потеряли в маневренности, применялись в «Erprobungskommando 25» в качестве истребителей танков. Самолетами Ju 88Р-3, имевшими усиленную броню кабины и две зенитные пушки ВК 18 калибра 37 мм, вооружалось по одной эскадрилье в составе групп ночных штурмовиков — NSGr 1, NSGr 2, NSGr 4 (на советско-германском фронте), NSGr 8 (в Норвегии) и NSGr 9 (в Италии). Самолет Junkers Ju 88Р-4 оснащался одной 50-мм пушкой ВК 5, а один из Ju 88Р-4 имел пусковую установку с 22 ракетами RZ 65 калибра 65 мм. Планировалась также установка на некоторых машинах 88-мм пушки с подводной лодки, но такие машины в войска не поступили.

К концу войны много избыточных машин Ju 88 были задействованы в программе «Бетховен», в рамках которой началась разработка самолетных связок схемы «Мистель». В июле 1943 г. фирме «Юнкерc» выдали задание на подготовку 15 экземпляров боевой системы «Мистель-1» в составе Юнкерс Ju 88А (самолет-снаряд) и Bf 109F (самолет управления).
Весной 1944 г. в составе IV группы бомбардировочной эскадры KG 101 сформировали специальную эскадрилью, на вооружение которой стали поступать «Мистели-1». Для обучения летного состава использовались машины Ju 88А-4 с обычной носовой частью, но из кабины снималось почти все оборудование, учебные машины обозначались «Мистель S-1». Носовая часть Ju 88А-4 легко отделялась при помощи быст-росъемных болтов и заменялась боевой частью с кумулятивным зарядом весом 3800 кг. Истребитель устанавливался сверху на двух передних жестких стойках и одной задней подпружиненной стойке. Предусматривались два варианта боевого применения связки. По первому варианту взлет и полет к цели осуществлялся только при работающих двигателях нижней машины. Запуск двигателей верхней машины осуществлялся при приближении к цели, после чего летчик переводил связку в пологое пикирование и отцеплялся. Механизм отцепления в полете был следующим. Летчик самолета управления освобождал заднюю стойку, которая, откидываясь назад вдоль фюзеляжа бомбардировщика, нажимала концевой выключатель, раскрывавший замки основных стоек. Освободившийся бомбардировщик пикировал на цель, а самолет управления уходил на базу.

Второй вариант предусматривал совместную работу двигателей обоих самолетов до момента расстыковки, при этом двигатель верхнего самолета питался топливом от носителя. Ночью 24 июня 1944 г. эскадрилья «Мистелей-1» из состава IV/KG 101 впервые атаковала корабли союзников в устье реки Сены.

Бомбардировщик люфтваффе Юнкерс Ju 82

Бомбардировщик люфтваффе Юнкерс Ju 82

Разрабатывались и другие варианты «Мистелей». Например, «Мистель-2» представлял собой связку из самолета-снаряда Ju 88G-1 и самолета управления Fw 190А-6 или Fw 190F-8. В 1944 г. было переоборудовано 75 стоявших на ремонте бомбардировщиков Ju 88G-1 в «Мистели-2». Первый образец взлетел в ноябре того же года, планировалось поставить 125 экземпляров. «Мистель-3» представлял собой модернизацию «Мистеля-2», заключавшуюся в установке под фюзеляжем нижнего самолета дополнительной стойки шасси, сбрасываемой после взлета. Усиление шасси было вызвано несколькими авариями «Мистелей-2» из-за поломок стоек при взлете с плохо подготовленных аэродромов.
В октябре 1944 г. IV группа бомбардировочной эскадры KG 101 была передана в состав II/KG 200, на ее вооружении состояло 60 «Мистелей». В декабре 1944 г. предполагалось осуществить массированную атаку военно-морской базы англичан в Скапа-Флоу, однако из-за плохих погодных условий атака не состоялась. Тогда немецкое командование перенацелило «Мистели» на применение их в рамках операции «Железный молот», которую запланировали на март следующего года. Суть операции заключалась в единовременном нанесении бомбовых ударов по электростанциям, расположенным в европейской части территории Советского Союза, с целью парализовать оборонную промышленность. Для ударов по гидроэлектростанциям разрабатывались специальные сбрасываемые авиационные мины «Sommerballon», которые должны были течением воды доставляться к гидроэлектрическим турбинам и выводить их из строя. Выполнение операции «Железный молот» требовало около 100 «Мистелей». Согласно сценарию планировавшейся операции «Мистели» должны были взлетать с аэродромов в Восточной Пруссии, однако в марте эти аэродромы были захвачены наступавшими советскими войсками. В связи с этим обстоятельством II/KG 200 получила приказ подготовить свои «Мистели» для ударов по мостам на реках Одере, Нейсе и Висле. С апреля к этим боевым действиям была подключена бомбардировочная эскадра KG 30, частично перевооружившаяся на «Мистели».
Разрабатывался вариант «Мистеля-3», который предназначался для многоразового использования в качестве сверхдальнего истребителя. При этом нижний самолет пилотировался своим экипажем, оснащался радаром и пулеметом MG 131 в задней части кабины, для достижения максимальной дальности подвешивались два сбрасываемых топливных бака емкостью по 900 л.

«Мистель-4» представлял собой связку из Ju 88G-7 и истребителя Ta 152Н. До конца войны переоборудовали около 250 экземпляров Ju 88G-7, до 50 экземпляров этих самолетов-снарядов захватили союзные войска в районе Мерсербурга.

Выпуск самолетов Ju 88 прекратили в начале 1945 г., за все время производства было выпущено 14 676 машин.

Характеристики бомбардировщика Юнкерс Ju 88А-1:
экипаж — 4 человека,
силовая установка — 2 двигателя Jumo 211 В-1 мощностью по 1200 л. с. (895 кВт),
размах крыла — 18,4 м и его площадь — 52,5 м2,
длина самолета — 14,35 м,
высота — 5,3 м,
вес пустого — 7700 кг,
максимальный взлетный вес — 10 400 кг,
максимальная скорость — 450 км/ч на высоте 5500 м,
крейсерская скорость — 350 км/ч на высоте 5300 м,
практический потолок — 9800 м,
дальность  — 1690 км,
вооружение — 3 пулемета MG 15, до 1400 кг бомб в бомбоотсеках и до 1000 кг бомб под центропланом.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!