Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Дирижабли Второй мировой

Дирижабли, как боевые средства, практически «вымерли» в 30-е годы. Самолёты во всех областях показали себя более выгодными и смогли вполне сносно выполнять те задачи, которые до этого были прерогативой дирижаблей. Военно-морские силы отдали предпочтение в патрульной службе по охране побережья летающим лодкам и таким образом дирижабли были вытеснены из последней среды их применения.

Осталось лишь одно государство, у которого в составе морской авиации остались дирижабли береговой охраны. Это были Соединённые Штаты Америки, которые уделили в межвоенный период большое внимание развитию дирижаблей. Результаты были весьма горькими. Огромные дирижабли 30-х годов ZRS-4 «Акрон» и ZRS-5 «Мэкон» в целом не удались, а эксперимент по их созданию и эксплуатации оказался безуспешным и крайне дорогостоящим. В категории мягких «блимпов» береговой охраны американцы достигли определённых успехов, но концепция их использования испытывала большие колебания, вызванные соперничеством армейской и морской авиации, а позднее усугубленные общим кризисом системы капитализма. Во второй половине 30-х годов американский флот встал перед проблемой охраны побережья протяжённостью 8000 км.

В то время, как в Европе уже вспыхнула Второй Мировой войны, американский флот имел на вооружении дирижабль К-2, старый армейский ТС-14, старый G-1 из рекламной флотилии фирмы «Гудъир», старый цельнометаллический ZMC-2 «Метальклад» и, наконец, прототип гражданского L-1. Это были небольшие дирижабли с хорошей аэродинамикой, небольшими килями, скрытыми под обшивкой нижней части оболочки и с гондолой экипажа, прикреплённой прямо к оболочке. Поскольку в других категориях американской авиации положение было не лучше, правительство Ф.Д. Рузвельта обратилось в Конгресс в июне 1940 года с законопроектом о закупке 10000 самолётов и 48 дирижаблей, которые должны были строиться в условиях непосредственной угрозы войны

Вместо 48 дирижаблей было построено 4 типа К (К-3, -4, -5 и –6), два гражданских дирижабля типа L (L-2 и L-3), а на старом ТС-13 была заменена оболочка и он был вновь приведён в работоспособное состояние. К 7 декабря 1941 года, когда японские самолёты атаковали американскую военно-морскую базу Пирл Харбор, в составе американского флота имелись 4 дирижабля типа К, 3 – типа L, 2 – типа ТС и 1 – типа G. Чтобы можно было охватить с их помощью Западное побережье, где в декабре 1941 года и в феврале 1942 года начал действовать японский флот, к охране были привлечены 7 рекламных дирижаблей «Гудъир», получивших обозначение от G-2 до G-8.

Начало действий германских подлодок в американских территориальных водах грозило большими опасностями. Требовалось быстро создать совершенную систему береговой охраны, разработать систему взаимодействия дирижаблей с противолодочными кораблями, создать надёжные датчики обнаружения, радиолокаторы и создать надёжные глубинные бомбы. Но в первую очередь требовалось создать новые дирижабли.

Заказ на дирижабли типа К постепенно был увеличен до дирижабля К-135. В декабре 1938 года взлетел К-2, который кроме литеры К в обозначении не имел с этим типом ничего общего. Большинство дирижаблей этого типа  предназначались для охраны побережья. Лишь К-3, -4, -7 и –8 были учебными. Обычно экипаж состоял из 3 пилотов-аэронавтов и 9 специалистов. Все дирижабли типа К были выпущены на фирме «Гудъир», которая выпускала оболочки и хвостовое оперение, гондолы выпускала фирма «Нэвил Эйркрафт Фэктори».

«Блимпы» типа L все были учебными, лишь в случае крайней необходимости использовались и для патрулирования. За войну были выпущены дирижабли с L-9 по L-22, все с экипажами из 4 человек.

В 1942 году было ясно, что корабельные конвои надо будет сопровождать по всему маршруту. Были разработаны новые радиолокаторы для поиска подлодок в погруженном состоянии и новые магнитные детекторы для дирижаблей. Всё это было большой нагрузкой для аппаратов типа К. в 1942 году фирма «Гудъир» разработала проект дирижабля типа М, первый представитель которого, М-1 взлетел в октябре 1943 года. Ещё в 1943 году было заказано 22 дирижабля, но в 1944 году, после постройки М-4, заказ был аннулирован. Патрульные самолёты летающие лодки и улучшенное оборудование противолодочных кораблей облегчали обнаружение нацистских подлодок, а дирижабли были признаны малоэффективными. Дирижабли М-2, -3 и –4 в ходе войны получили постепенно новые увеличенные оболочки. Основной экипаж состоял из 10 человек, но, обычно, на борту дирижабля находилось 16 человек. В марте 1945 года над Лэйкхарстом было испытано отделение лёгкого самолёта «Пайпер» LN-1 в полёте от гондолы дирижабля М-4. Это была последняя попытка такого рода в истории авиации.

Американская морская авиация во Второй Мировой войны располагала 5 эскадрами дирижаблей (Fleet Airship Wing). Первая располагалась в Лэйкхарсте и играла роль учебного под-разделения, готовившего персонал для всех дирижаблей морского флота. Вторая эскадра стояла в Ричмонде (штат Флорида) и её базы располагались таким образом, чтобы охранять район Карибского моря и Панамского канала. Третья эскадра базировалась на Западном побережье, её базы располагались в Тиллмусе (штат Орегон), на базах Санта Анна и Моффет Филд в Калифорнии. В Бразилии базировалась четвёртая эскадра с базой в Рецифе. На середине трассы Рециф-Карибское море, на острове Тринидад базировалась пятая эскадра, располагавшая  дополнительными базами в Британской и Голландской Гвиане. Для связи между США и Европой наиболее важное значение имела первая эскадра.

Над Северной Атлантикой с 1 ноября 1943 года по 15 мая 1945 года действовала эскадра ZP-21. Обеспечивавшая охрану конвоев. Из всех 926 дней не было ни одного, когда они не были бы задействованы. Были хорошо использованы неограниченная продолжительность полёта дирижаблей и их способность преодолевать сложные погодные условия. За всю войну американские морские дирижабли проконвоировали на Атлантике 71500 кораблей, на Тихом океане – 11500 кораблей. По американской статистике ни один из этих кораблей не был атакован германскими подлодками, когда в воздухе находились дирижабли. Они налетали 550000 часов, выполнили 55900 полётов, преимущественно над Атлантикой. Сами не потопили ни одной вражеской подлодки, но способствовали уничтожению многих, которых после обнаружения «передавали» противолодочным судам. В течении всего времени в работоспособном состоянии находилось 87% парка дирижаблей.

Ремонт требовался после 960 лётных часов, а капитальный ремонт – после 3840 часов. По сравнению с самолётами это были очень хорошие показатели! Ежемесячно дирижабли находились в воздухе 256,4 часа и могли использоваться ещё лучше. Лишь один дирижабль был потерян по вине противника.

Когда войска союзников высадились в 1943 году в Северной Африке, потребовалось расширить зону патрулирования у Гибралтара и над Средиземным морем, особенно когда боевые действия распространились и на Италию, и когда вопросы безопасности морских перевозок встали ещё острее. К патрульным самолётам Консолидейтид PBY «Привейтер» добавилась эскадра дирижаблей ZP-14. Дирижабли в сравнении с самолётами имели ряд преимуществ, в том числе и способность опускать свои магнитные детекторы очень близко к воде как днём, так и ночью, даже в туман. Кроме этого, экипажи дирижаблей отыскивали минные поля противника.

Дирижабли помогали спасать экипажи торпедированных кораблей, уточнять места катастроф. Они помогали спасать и экипажи самолётов, совершивших вынужденные посадки на море и в джунглях. Поскольку радиосвязь с конвоями была ограничена, чтобы не выдавать их положения, дирижабли использовались для письменной связи и для сбора отдельных судов в группы.

Советская авиация в период Великой Отечественной войны имела несколько дирижаблей мягкого и полужёсткого типа. Они были построены незадолго до начала Великой Отечественной войны и в её второй половине. Советская военная  авиация использовала эти дирижабли для патрулирования северных районов, для ледовой разведки на морских путях, к пожарной охране лесных массивов, для снабжения полярных станций и т.д. Они выполняли и боевые задачи – переброску военных в отдалённые гарнизоны, несли противоминную и противолодочную службу на северном побережье, сопровождали морские конвои и т.д. Дирижабли налетали 6000000 км. Широкую известность получил, например, дирижабль В-12, который в 1943 году выполнил 566 полётов. В последний год войны в СССР были построены дирижабли «Патриот» и «Победа». После победы над нацистами они оба были переданы Осоавиахиму, а потом ДОСААФ, и некоторое время использовались для агитационных и пропагандистских целей.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!