Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Аэростаты Второй мировой

Операции Второй Мировой войны отличались высокой мобильностью и разительно отличались от затяжных операций позиционной войны 1914-1918 годов. В мобильной войне с участием механизированных подразделений уже не было места привязным аэростатам для корректировки артиллерийского огня. Эту роль взяли на себя лёгкие самолёты.

Но привязные аэростаты не исчезли из военного неба. Они  входили в состав систем заграждения. Этот метод, рождённый в годы Первой Мировой войны , с успехом перекочевал и во Вторую Мировую войну, поскольку бомбардировщики стали проникать в глубокие тылы. Аэростаты заграждения защищали и польскую столицу Варшаву осенью 1939 года, и участвовали в охране десантных операций союзников на Дальнем Востоке летом 1945 года.

Польская авиация использовала преимущественно лицензионные тандемные аэростаты N/NN и одинарные типа BD, созданные во Франции. Эти же аэростаты, а так же и новые аэростаты «Ариэль», имела в своём распоряжении французская авиация, воздухоплавательные подразделения которой защищали небо Парижа и других промышленных центров от налётов нацистских бомбардировщиков.

Советский аэростат заграждения Второй мировой войныОдной из важных частей системы ПВО Великобритании, которая защищала воздушное пространство страны от налётов германской авиации, были аэростаты заграждения типа LZ. Эти аэростаты напоминали французские аэростаты «Какю», но имели более сферическую переднюю часть и укороченную хвостовую с тремя надувными стабилизаторами. Аэростаты были разработаны в воздухоплавательных мастерских в Карлингтоне и выпускались в больших количествах на множестве мелких предприятий.

Чтобы уменьшить свободу действий нацистских бомбардировщиков на малой высоте была выдвинута идея использовать систему Р.А.С. (Парашют энд Кэбл – Парашют и Трос). Систему разработали. С помощью ракет на высоту около 180 м выводилась бухта стального троса длиной 30 м с парашютом на одном конце. Трос в воздухе разворачивался и начинал опускаться на парашюте. Но возможности этой системы были сильно ограниченны. Другой системой, использовавшей этот принцип, была система, получившая кодовое обозначение «Матн» (Баранина). В ней использовался трос длиной 600 м, который сбрасывался на парашюте с самолётов, летящих выше групп бомбардировщиков Люфтваффе. Трос на другом конце имел заряд взрывчатого вещества. Но эти системы не использовались.

Москва, Одесса и другие советские города в первый период Великой Отечественной войны охранялись подразделениями аэростатов заграждения. Это были одинарные аэростаты типа АЗ и тандемные КВ-КН, поднимавшие защитные тросы на высоту до 4200 м.

Американцы выпускали аэростаты заграждения типа ZK в нескольких модификациях и часть из них поставляли в Великобританию. Американский флот использовал привязные аэростаты заграждения при десантных операциях в Европе и на Дальнем Востоке. Эти аэростаты охраняли районы высадки от нападения штурмовой авиации противника. Последние американские аэростаты технологически были весьма совершенными, с плоскими стабилизаторами. Их эксплуатация так же была упрощена до минимума. Аэростаты заграждения с успехом использовались при обороне Лондона и южных районов Англии от беспилотных самолётов-снарядов Fi-103 (V-1).

Нацистская Германия использовала аэростаты заграждения фирмы «Рейдингер» и других фирм для защиты городов от налётов британской авиации в первой фазе Второй Мировой войны. Бомбардировщики RAF, однако, летали так высоко, что аэростаты были против них бесполезны. Японская армия и флот так же использовали аэростаты заграждения, но подробности о них неизвестны.

Ко времени Второй Мировой войны относятся и последние попытки использовать свободные аэростаты как средства бомбардировки. В эпоху высокого развития техники, такое средство выглядело анахронизмом, но оно применялось в войне, и в значительном количестве.

Идея родилась в Японии вскоре после налётов американских «Митчеллов» в апреле 1942 года. Японцы «загорелись» жаждой отомстить и бомбардировать территорию США. Существующие самолёты не могли с имевшихся баз достигнуть территории США. В сентябре 1942 года удалось сбросить несколько бомб с японского самолёта подводных лодок E14Y1, но результаты были мизерными. Требовалось – по мнению японцев – нанести более значительный ущерб. В технической лаборатории японской армии решили возродить старую идею – пустить в сторону Америки в большом количестве свободные аэростаты, а с них и сбросить бомбы.

Первоначально проект предполагал, что аэростаты будут запускаться с борта подлодки на удалении 1000 км от побережья США. Подготовка началась с марта 1943 года, но в августе была остановлена, поскольку все японские подлодки были привлечены к участию в битве у Гвадалканала. Было решено, что аэростаты будут запускаться непосредственно с территории Япо-нии и после прохождения 10000 км на высоте около 10 км с них должны были падать бомбы. Выгодными для запуска были признаны зимние месяцы, когда скорость ветра достигала 190-300 км/час, а в летние – только 80-100 км/час.

Аэростаты имели диаметр 10 м и максимальный объём 538 м3, грузоподъёмность у земли составляла 450 кг, а на высоте 9000 м – 135 кг. Много времени при разработке ушло на решение проблемы удержания аэростата в течении долгого времени на оптимальной высоте. Под аэростат подвешивали алюминиевый контейнер, в котором размещались 2 барометра-анероида, аккумуляторная батарея и электрические системы. Под контейнером подвешивались 32 мешка с песком, среди которых подвешивалась и бомба в 15 кг, а так же и несколько небольших зажигательных бомб.

Аэростат опускался до высоты 9000 м и тут срабатывал один из анероидов, по сигналу которого сбрасывалась часть балласта (2 мешка). Аэростат поднимался до высоты 11500 м, где газ расширялся и стравливался через предохранительный клапан. Аэростат вновь опускался до высоты 9000 м, где вновь сбрасывалась часть балласта и процесс вновь повторялся. В течении всего полёта аэростата, таким образом, находился на оптимальной высоте и неудержимо летел к Америке. Скорость ветра определяла продолжительность полёта. В расчётное время механизм выдавал сигнал, аэростат разрушался и бомбы падали на землю.

В Японии был налажен широкий выпуск аэростатов. Они выклеивались из тонкой бумаги, сделанной из тутового дерева.. к производству аэростатов привлекались школьники, а в качестве производственных площадей использовались концертные залы и спортивные арены Токио. Было выпущено более 10000 аэростатов.

Акция началась 3 ноября 1944 года, в день рождения основателя династии Мейджи. До конца войны было запущено около 9000 аэростатов, большинство которых сгинули неизвестно куда и там сбросили свои бомбы. 285 бомб с этих аэростатов упало на территорию США, но информация об этом была рассекречена только после войны. Жертвами японских бомбардировочных аэростатов стали одна женщина и 5 детей, которые погибли при взрыве бомбы в городке Лэйквью (штат Орегон) 5 мая 1945 года. Это были единственные жертвы среди гражданского населения США, вызванные неприятельским оружием. Общий урон, нанесённый японскими бомбами, был невелик. Возникло несколько небольших лесных пожаров и на короткое время нарушилась подача электроснабжения на атомный завод в Хэнфорде (штат Вашингтон). В США быстро организовали противодействие. Большое количество морских самолётов было привлечено к патрулированию побережья, вместе с несколькими десятками истребителей, которые расстреливали обнаруженные аэростаты. Для тушения лесных пожаров было привлечено 2700 человек, в том числе и парашютистов.

Японская акция продолжалась 5 месяцев. За  это время было только 50 дней, подходящих для пуска аэростатов – это должны были быть безоблачные ясные дни с относительно небольшим ветром у земли. За один день – можно было выпустить не более 200 аэростатов с одной пусковой площадки. Результаты были весьма незначительными и не оправдали затраченных усилий.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!