Военная авиация
поиск меню
Недорогие диски литые Брянск и область.
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Самолеты Японии

В июле 1909 г. в Японии был сформирован временный военный комитет по воздухоплаванию, в который вошли представители армии и флота, а также сотрудники Токийского университета. В следующем году комитет приобрел самолет, первый полет которого состоялся в декабре того же года. В 1912 г. флот решил выйти из комитета и создать свою собственную организацию «Кайгун кокадзюцу кенкю каи» («Военно-морская аэронавигационная исследовательская ассоциация»). Это событие стало причиной многолетнего раздора между армией и флотом. Ассоциация послала шесть морских офицеров во Францию и США с заданием приобрести гидросамолеты, научиться на них летать и обслуживать их.

В Первой мировой войне Япония участвовала на стороне Антанты. В декабре 1915 г. в составе воздушного батальона армии появились первые самолеты, закупленные за границей, однако уже через год японцы начали развивать свою собственную авиапромышленность, пригласив На выгодных условиях нужных специалистов из Европы и США и одновременно закупив десятки лицензий на производство современных образцов авиационной техники.

Во время войны на побережье в Оппама около Йокосуки был построен военно-морской аэродром, а японский флот приступил к постройке первого корабля — носителя гидропланов «Вакамийя Мару». В 1916 г. во флоте начал действовать первый воздушный корпус — кокутай «Йокосука», а через год в военно-морском арсенале в Йокосуке был построен первый самолет, полностью разработанный японцами. После окончания Первой мировой войны флот стал работать над проблемой запуска самолетов с судов. В июне 1920 г. на корабле «Вакамийя Мару» смонтировали летную палубу, с которой успешно взлетел самолет «Sopwith», а в конце 1921 г. началась постройка первого в мире авианосца «Хосо».

В 1931—1932гг. японцы захватили Маньчжурию и превратили ее в марионеточное государство Маньчжоу-Го, там начал создаваться плацдарм для подготовки дальнейшего продвижения в Северный Китай и захвата советских территорий в Приморье и Северном Сахалине. В июле 1937 г. японские войска были направлены в Северный Китай, в их составе была и авиация, которая за предыдущие пять лет прошла существенную модернизацию. Армия сразу же сконцентрировала действия своих самолетов на поддержке наземных операций, в то время как авиация флота боролась за достижение превосходства в воздухе и обеспечивала выполнение дальних бомбардировочных операций. Армейская авиация была задействована во время нападений японцев на СССР у озера Хасан (70 самолетов) в июле—августе 1938 г. и на Монголию у реки Халхин-Гол (более 300 самолетов) в июле—августе 1939 г., что позволило японскому командованию оценить технический уровень и боеготовность своей авиатехники, а также проверить тактические наработки. Накануне нападения на Пёрл-Харбор в декабре 1941 г. армейская авиация имела в своем составе около 4300 самолетов, на вооружении морской авиации находилось примерно 3000 самолетов.

К этому времени основной единицей армейской авиации стал хикосентай, или просто сентай, который был эквивалентен группе или полку, обычно он состоял из трех или более чутаев (эскадрилий) и одного сентай хомбу (штабного звена). Обычно в составе сентая было от 27 до 49 самолетов. Чутай, в свою очередь, состоял из 3 или 4 сотаев (звеньев), в каждом из которых было по 3 самолета. От 3 до 5 сентаев объединялись в хикодан (крыло или бригаду) под командованием полковника или генерал-майора. Хикосидан (дивизия) включала в себя от двух до четырех хикоданов плюс другие подразделения, например тренировочные сентай или отдельные подразделения, непосредственно подчинявшиеся командованию хикосидана. Два или три хикосидана составляли воздушную армию (кокугун). К наименованию каждого формирования добавлялось название типа входящих в него самолетов: сентоки (истребители), кейбаку (легкие бомбардировщики), дзубаку (тяжелые бомбардировщики), тейсацу (разведчики), пенсуки (учебно-тренировочные самолеты).

Помимо этого, существовали еще и отдельные подразделения, которые действовали независимо от частей регулярной авиации. Этими подразделениями были докорицу хикотай (независимая боевая группа или полк) и докорицу чутай (независимая эскадрилья). Они обычно присоединялись непосредственно к авиадивизии или воздушной армии, в редких случаях придавались в подчинение меньших подразделений, если была в этом необходимость.

Учебно-тренировочные подразделения состояли из нескольких тренировочных чутаев и по крайней мере одного кадрового (инструкторского) сентая. В задачу этих подразделений, помимо подготовки молодых летчиков, входила охрана неба над Японскими островами.

Морская авиация подразделялась на палубную авиацию и авиацию берегового базирования. Высшими оперативными объединениями морской авиации Японии были: кантай (флот), коку кантай (воздушный флот) и хомен кантай (региональный флот). Основной тактической единицей палубной авиации был сентай (от 36 до 64 самолетов), обычно объединявший самолеты двух авианосцев. В коку кантай входило несколько сентаев. Впоследствии вместо сентая основной тактической единицей стал кокутай (корпус).

Как и в армейской авиации, к наименованию тактической единицы морской авиации иногда добавлялось название типа входивших в него самолетов: сентоки — истребители, кьюко-ку — пикирующие бомбардировщики, райгекики — торпедоносцы, дзубаку — бомбардировщики, енкийоки — дальние бомбардировщики, тейсацу — разведчики, фурато сентоки — поплавковые истребители, хико — летающие лодки. В названиях тактических единиц, предназначенных для выполнения конкретных задач, часто употреблялось или место их назначения, или место базирования.

С 1932 г. все армейские самолеты получили обозначение «Ки» (сокращенно от слова «китай» — конструкция) и порядковый номер — например, Ки-61. Модели самолета обозначались римскими цифрами, самолеты одной модели, кроме того, различались в зависимости от модификаций дополнительным иероглифом (позже их заменили латинскими буквами): «Каи» (а) — изменения в конструкции планера, «Ко» (о) — изменение силовой установки, «Оцу» (с) — изменение в оборудовании или в назначении самолета, «Хей» (d) — изменение в вооружении.

Помимо короткого обозначения использовалась и нумерация по годам принятия образца на вооружение, включавшая краткое описание назначения самолета. Нумерация велась по японской системе летоисчисления, в обозначении самоле-та указывались только последние цифры года. Так, самолет, принятый на вооружение в 1939 г. (или в 2599 г. по японскому летоисчислению) получал обозначение тип 99, принятый на вооружение в 1940 г. (или в 2600 г.) — тип 100, а принятый на вооружение в 1942 г. (или в 2602 г.) — тип 2 и т. д. В результате длинное обозначение выглядело, например, так:

Ки-61-Ia — истребитель армейский тип 3 модель 1А (тип 3 по году 2603),

Ки-61-Ib — истребитель армейский тип 3 модель 1В.

Помимо короткой и длинной систем обозначений, начиная с вступления Японии во Вторую мировую войну самолеты получали еще и короткие названия. Названия применялись для того, чтобы запутать разведслужбы союзников, а также при переговорах по радио, например в боевой обстановке.

К началу войны во флоте применялись две системы обозначения — длинное обозначение самолета и короткое. В длинном обозначении использовались две последние цифры текущего года по японскому летоисчислению. Для 1940 г. (2600 г.) получалось обозначение тип 0 (напомним, в армии — тип 100). Для обозначения модификаций одного типа самолета в длинном обозначении использовался двухзначный номер. Первая цифра означала номер модификации самолета, а вторая номер модификации двигателя. Так, модель 11 означала первую серийную модификацию, модель 21 — вторую серийную модификацию с первоначальным двигателем, а модель 22 — вторую модификацию с новым типом двигателя. Дополнительные доработки в рамках одной модификации обозначались иероглифом («Ко», «Оцу» или «Хей») или буквой латинского алфавита (а, b, с).

Короткое обозначение представляло собой буквенно-цифровую комбинацию. Первая буква обозначала назначение самолета:

А — палубный истребитель,
В — бомбардировщик-торпедоносец,
С — палубный разведывательный самолет,
D — палубный пикирующий бомбардировщик,
Е — гидросамолет-разведчик,
F — патрульный гидросамолет,
G — береговой бомбардировщик,
Н — летающая лодка,
J — береговой истребитель,
К — учебный самолет,
L — транспортный самолет,
М — «специальный» самолет,
MX — самолет для специальных заданий,
N — поплавковый истребитель,
Р — бомбардировщик,
Q — патрульный самолет,
R — береговой разведчик,
S — ночной истребитель.

Далее следовала цифра, обозначавшая порядок принятия данного типа на вооружение, ее присваивали при начале серийного производства самолета. Затем шла буква, обозначавшая фирму-разработчика самолета:

А — «Айчи», а также «Норт Америкэн»,
В — «Боинг»,
С — «Консолидейтед»,
D — «Дуглас»,
G — «Хитачи»,
Н — «Хиро», а также «Хокер»,
Не — «Хейнкель»,
J — «Ниппон кагата», а также «Юнкерc»,
К — «Каваниси», а также «Киннер»,
М — «Мицубиси»,
N — «Накадзима»,
Р — «Нихон»,
S — «Сасебо»,
Si — «Сова»,
V — «Воут»,
W — «Ватанабе», позже «Кюсю»,
Y — «Йокосука»,
Z — «Мизуно».

В конце буквенно-цифровой комбинации стоял номер модели данного самолета. Незначительные модификации, вносимые в машину, обозначались латинской буквой. Кроме того, если в процессе эксплуатации самолета менялось его назначение, то через дефис приписывали букву, соответствующую новому применению самолета. Так, учебный вариант самолета получал, например, обозначение B5N2-K. Позже в течение войны флот с целью сохранения секретности назначения самолета стал использовать еще и собственные имена для дополнительного обозначения самолетов.

Союзники, плохо разбираясь в японской системе обозначения самолетов, со второй половины 1942 г. стали давать японским машинам собственные наименования. Сначала все самолеты-истребители именовались «Зеро», а все бомбардировщики назывались «Мицубиси». Однако с лета 1944 г. объединенный воздушный центр союзников ввел следующий принцип присвоения наименований японским самолетам: истребители всех типов получали мужские имена, бомбардировщики, разведчики и транспортные самолеты — женские (название транспортных самолетов начиналось на букву Т), тренировочные машины — названия деревьев, а планеры — птиц.

Тихоокеанская война началась 7 декабря 1941 г., когда рано утром первая волна японских самолетов, стартовавшая с авианосцев, достигла Пёрл-Харбора — военно-морской базы США. Американские операторы радиолокационной станции, находившейся на острове Опана, своевременно обнаружили подход самолетов. Однако младший офицер РЛС не сразу передал информацию о появлении цели, посчитав, что это были американские бомбардировщики В-17, прилет которых ожидался с Западного побережья США. Спустя некоторое время началась атака самолетов второй волны. В итоге были выведены из строя аэродромы на островах Уилер, Канеохе, ФордАйленд, Хикам, Беллоуз и Эва. Линейные корабли «Arizona», «Oklahoma», «West Virginia», «Pennsylvania», «Tennessee», «Maryland», «Nevada» и «California» были повреждены при атаке. Из боевых кораблей неповрежденными остались только «Lexington», «Saratoga» и «Enterprise», которым удалось уйти из порта при начале атаки. Американцы потеряли во время атаки японцами Пёрл-Харбора 2403 человека убитыми и 1178 ранеными. Японские потери составили 27 самолетов.

Надо сказать, что подготовка летных экипажей к атаке Пёрл-Харбора велась в чрезвычайно жестком режиме. Японские пикирующие бомбардировщики разрабатывались для сброса бомб на высоте 800 м, что позволяло иметь достаточный запас времени для выхода из пикирования. Чтобы повысить точность бомбометания, командованием было принято решение уменьшить эту высоту наполовину. Сброс бомб с высоты 400 м подразумевал, что самолет при выходе из пикирования должен находиться на высоте около 15—20 м над землей. Если при больших перегрузках, возникавших на выходе из пикирования, летчик на мгновение терял сознание, то в этих условиях он уже подвергался смертельной опасности. По крайней мере восемь японских пилотов погибли во время обучения, однако эффект от такого предельного бомбометания был потрясающий по тем временам — точность возросла с 20 до 86%.

Атака Пёрл-Харбора стала для американцев полной неожиданностью, т. к. они до последнего момента были уверены, что целью японцев будет территория Советского Союза, а направление удара состоится через Китай и Монголию. Американцы также крупно просчитались в оценке японского военного потенциала. Более того, они сами способствовали развитию экономической и военной мощи Японии, щедро снабжая ее самыми совершенными образцами боевой техники, в том числе и опытными экземплярами самолетов.

После своей победы при Пёрл-Харборе японцы безнаказанно атаковали многочисленные острова в Тихом океане. Уже на второй день после начала войны японские войска вторглись в Таиланд, используя бывшие французские базы в Индокитае. Через Малайзию японские войска двинулись на Сингапур, и 15 января он был захвачен. В феврале 1942 г. были захвачены острова в Индокитае, в апреле пала Бирма, и Ки тай оказался отрезанным от сухопутного снабжения. К лету 1942 г. стало очевидно, что целью очередного наступления японцев будет Австралия.

Для обеих воюющих сторон стало ясно, что самолеты и авианосцы будут основными силами в Тихоокеанской войне. Если в конце 1941 г. японские авианосцы совершали удары авиацией только по американским базам, то в 1942 г. начались бои между самими авианосцами, причем потери с обеих сторон были высоки. В начале 1942 г. соотношение по боеспособным авианосцам было 2,5:1 в пользу Японии, в августе того же года японцы уже имели преимущество в соотношении 4:1. Однако к концу года в авианосной войне произошел перелом, т. к. на вооружение американского флота начали поступать ударные авианосцы класса «Essex» (общее количество этих авианосцев составило 24 экземпляра). Англичане же приняли на вооружение авианосцы класса «Ark Royal», у которых было применено бронирование ангаров и летной палубы. США также развернули переоборудование девяти крейсеров класса «Cleveland» в авианосцы сопровождения класса «Independence», с начала 1943 г. они стали неотъемлемой частью авианосных групп. Япония же начала в 1942—1943 гг. постройку шести ударных авианосцев класса «Унрю», хотя только два корабля из шести были построены.

В течение 1942—1943 гг. вооруженные силы союзников все ближе подбирались к Японии. Ход войны стал вызывать беспокойство у японского командования, в среде которого начал обсуждаться вопрос о необходимости использования в боевых действиях тактики таранных ударов. Генерал-майору X. Ма-саки, возглавлявшему 3-ю армейскую авиационно-техническую лабораторию, было поручено изучить возможные варианты тактики атак вражеских кораблей. Результатом изучения стал вывод о том, что для достижения наибольшей эффективности необходимо целенаправленно таранить вражеские корабли самолетами, несшими на себе бомбовую нагрузку. При этом говорилось, что у Японии есть достаточно большое число молодых людей, готовых отдать свои жизни за императора. В середине июля команда X. Масаки подготовила секретный отчет «Изучение противокорабельных атак с применением самоубийственной тактики». В отчете, например, приводились данные о том, что для создания пробоины в борту, способной вывести из строя линкор или авианосец противника, необходима бомба весом около 1000 кг, бомба же весом около 2000 кг способна потопить корабль любого класса.

Вице-адмирал Т. Ониси и адмирал И. Ямамото на закрытом совещании сформулировали план, по которому японские пилоты должны будут совершать самоубийственные тараны при атаке американских кораблей. При этом доводы Ониси выглядели так: «Есть только два типа авиаторов в мире — победители и проигравшие. И, несмотря на то что Япония страдает от серьезной нехватки обученных пилотов, имеется средство против этого. Если пилот оказывается перед кораблем или самолетом противника, исчерпав все свои ресурсы, то у . него еще остается самолет в качестве превосходного оружия. И что может быть величественнее для воина, чем отдать свою жизнь за императора и страну?»

Следует сказать, что у концепции планируемых самоубийственных атак были противники в японском Генеральном штабе, которые считали, что этот шаг будет бесполезен и приведет к огромным потерям людей. Несмотря на это противодействие, Ониси настаивал на принятии своего плана, и как результат — на высшем уровне, хотя и неохотно, было принято решение о формировании авиационных частей специального назначения, которые возглавили генералы Ю. Сироку и М. Сугавара. Девиз этих частей звучал так: «Один самолет — один корабль». Вскоре были подготовлены инструкции для боевых эскадрилий, в которых излагалась методика проведения самоубийственных атак, и началась подготовка к переоборудованию серийных самолетов в самолеты-камикадзе, а параллельно с этим началась разработка пилотируемых самолетов-снарядов, запускаемых с носителя.

К 20 октября 1944 г. был сформирован первый «специальный штурмовой отряд» в составе 24 летчиков-смертников. Этот отряд, командиром которого стал лейтенант Ю. Секи, получил название «Камикадзе» («Божественный ветер»). Так называли в Японии тайфуны, которые в 1274 и 1281 гг., согласно преданию, разметали флот монгольского хана Хубилая, готовившегося высадиться на территорию Японии. Отряд «Камикадзе» состоял из четырех эскадрилий по шесть самолетов в каждой, названия эскадрилий были таковы — «Сики сима» («Япония»), «Ямато» («Японский дух»), «Асахи» («Восходящее солнце») и «Ямасакура» («Горная вишня»).

В период с 23 по 26 октября японские эскадрильи атаковали около о. Лейте соединение кораблей союзников в составе 7 авианосцев и 40 кораблей сопровождения. Среди японских летчиков было уже 55 летчиков-самоубийц, эта операция стала первой в мировой истории операцией с применением тактики массовых самоубийственных атак. За тот период японцы потопили пять кораблей союзников, а 35 кораблей повредили (из них 23 корабля имели тяжелые повреждения). Это было первое успешное применение камикадзе, поэтому методика атаки осталась той же самой для других камикадзе вплоть до окончания войны. Как правило, объектами атак летчиков-самоубийц становились военные корабли союзников, в первую очередь авианосцы и транспорты.

Участившиеся налеты союзных бомбардировщиков на Японию заставили японцев начать отработку метода воздушного тарана. К 5 декабря 1944 г. в составе 10-й авиадивизии уже сформировали пять эскадрилий смертников, задачей которых было перехватывать бомбардировщики В-29. К концу 1944 г. на счету летчиков 10-й авиадивизии числилось 28 сбитых самолетов В-29, из них 16 были уничтожены таранным ударом.

16 марта 1945 г. союзники захватили остров Иводзима, завершив длительную авиационную кампанию. В ответ на это 21 марта японцы впервые применили в бою пилотируемые самолеты-снаряды «Ока». Однако формирование из 15 японских бомбардировщиков G4M, несших самолеты-снаряды, и самолетов сопровождения было уничтожено американской авиацией и огнем корабельных зениток. Возвратившиеся с боевого задания американские летчики доложили, что сбитые японские бомбардировщики несли крылатые снаряды неизвестного типа. Следующее применение «Оки» состоялось 12 апреля, причем в этот раз бомбардировщики G4M, учтя опыт предыдущей неудачной атаки, прорывались к цели поодиночке и с разных направлений. Один из выпущенных самолетов-снарядов попал в орудийную установку линкора «Западная Вирджиния», был потоплен эскадренный миноносец «Ман-нерт Эйбил», а также повреждены крейсер «Стэнли» и тральщик «Джефферс». 4 мая после атак с применением «Оки» были повреждены минный заградитель «Ши» и тральщик «Гейти», 11 мая поврежден эсминец «Хью Хэдли».

С самого начала обороны Окинавы применение самоубийственных атак рассматривались японским командованием в качестве неотъемлемого элемента обороны острова. С 25 марта по 21 июня 1945 г. зафиксировано 1900 таких атак, во время которых было повреждено 250 кораблей, 34 из которых затонули. Пик самоубийственных атак пришелся на 6 и 7 апреля, в этих атаках участвовали 355 японских самолетов.

Летом 1945 г. англо-американское командование приняло план операции «Downfall» («Обвал»). Согласно этому плану, вторжение на Японские острова должно было осуществляться в два этапа. Первый этап, высадка союзнических сил на о. Кюсю, имел название «Olympic» («Олимпийский»), его начало было намечено на 1 ноября 1945 г., т. е. после окончания сезона тайфунов. Второй этап под названием «Coronet» («Диадема») предусматривал высадку войск 1 марта 1946 г. на основную территорию Японии — о. Хонсю. Однако американцы, вопреки намеченному плану, 6 августа сбросили первую атомную бомбу на Хиросиму. А уже 9 августа американский бомбардировщик В-29 взлетел с острова Тиньян, чтобы сбросить вторую атомную бомбу под кодовым названием «Fat Man» («Толстяк») на город Кокуру. Но город в то время оказался закрыт от бомбардировщика слоем облаков, так что цель была изменена на Нагасаки, портовый город на юге острове Кюсю, который был внесен в список целей в самый последний момент. В 11.02 город был разрушен.

После отказа Японии выполнить требования союзников о безоговорочной капитуляции Советский Союз в соответствии с решениями Ялтинской и Потсдамской конференций объявил 8 августа войну Японии. В период с 9 августа по 2 сентября советские войска разгромили Квантунскую армию и курильско-сахалинскую группировку японских войск, освободив от японцев Северо-Восточный Китай, Северную Корею, Южный Сахалин и Курильские острова. Явное превосходство союзников убедило правительство Японии в необходимости капитулировать. В радиообращении к нации 15 августа император признал, что продолжение борьбы приведет к полному уничтожению японского народа. 2 сентября Япония капитулировала.

В самолетных программах предвоенного времени и во время войны участвовали основные авиационные фирмы Японии: «Айчи», «Йокосука», «Каваниси», «Кавасаки», «Каяба», «Кокусай», «Кюсю», «Манею», «Мицубиси», «Накадзима», «Рикугун», «Тачикава» и «Хитачи».

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!