Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Самолеты Германии (Люфтваффе)

В июне 1919 г. был подписан Версальский договор, согласно которому суммарная численность вооруженных сил Германии, потерпевшей поражение в Первой мировой войне, не должна была превышать 100 тысяч человек. Разработка и производство всех типов самолетов в Германии были запрещены, но уже летом 1922 г. немцам разрешили выпускать самолеты, хотя и с жесткими ограничениями. Однако немцы нашли возможности обойти эти ограничения — крупные авиационные фирмы стали открывать свои филиалы в других странах, например «Flygindustri А.В.» Г. Юнкерса и «Svenska Aeroplan А.В.» (SAAB) Э. Хейнкеля в Швеции, CMASA и «АГ фюр Дорнье флюгцойг» К. Дорнье в Италии и Швейцарии и т. д.

Авиация и стала тем ядром, вокруг которого формировались новые вооруженные силы Германии. С приходом нацистов к власти была принята программа скорейшего возрождения военной авиации, но для успокоения мировой общественности она преподносилась как программа производства учебных, спортивных и легких машин для гражданского применения. По всей стране стали создаваться планерные клубы, в которых обучалось большое количество молодых людей, желавших освоить искусство летать. Для будущих военно-воздушных сил усиленными темпами готовились кадры, например, в рамках Немецкого авиационно-спортивного союза объединялось более 50 тысяч человек. Филиалы фирмы «Дорнье» в Италии и Швейцарии приступили к разработке тяжелых многомоторных самолетов, выпустив в начале 30-х гг. бомбардировщики Do Р, Do Y и Do 11. В ноябре 1933 г. эти бомбардировщики в качестве транспортных самолетов поступили в эксплуатацию под эгидой управления железных дорог («Дойче рейхсбан»), после чего под предлогом необходимости осуществления грузовых перевозок началась подготовка летного состава для будущих бомбардировочных сил.

В 1934 г. было создано министерство авиации Германии, которое возглавил Г. Геринг. 9 марта 1935 г. Геринг объявил во время беседы с английским журналистом, что Германия теперь имеет свои военно-воздушные силы — люфтваффе. После того как из-за границы не последовало никакой реакции, Гитлер начал открыто перевооружать страну. Главнокомандующим люфтваффе (Oberbefehlshaber der Luftwaffe) был назначен Геринг, сохранивший за собой и пост министра авиации. Из-за границы стали привозить специалистов, которые помогали немцам строить современный воздушный флот. Немецкое высшее руководство охотно демонстрировало новые самолеты посещавшим страну зарубежным высокопоставленным лицам. Авиационные парады были неотъемлемой частью нацистских зрелищ, они часто проводились во время съездов национал-социалистов, а также и во время церемонии открытия Олимпийских игр 1936 г.

В июле 1936 г. в Испании был поднят фашистский мятеж, во главе которого стоял генерал Франко. Тут же по приказу Гитлера в Испанию направили немецкую военную технику и военных инструкторов, а вскоре на помощь испанским фашистам прибыли регулярные немецкие войска в составе легиона «Кондор» (50 тысяч человек). За годы Гражданской войны в Испании (1936—1939 гг.) Германия совместно с Италией поставила франкистам 1650 самолетов.

Однако, несмотря на явную милитаризацию авиационной промышленности Германии, западные страны увеличивали количество контрактов с немецкими фирмами, чем фактически оказывали им финансовую поддержку. В 1937 г. в английской печати, например, были опубликованы данные о том, что экспорт немецкой авиационной продукции в Англию за последние пять лет возрос в три раза, достигнув почти 3 млн фунтов стерлингов в год.

Готовясь к войне, немецкая авиапромышленность наращивала выпуск военных самолетов, уже к концу первого года существования люфтваффе темп ежемесячного производства составлял до 300 машин в месяц. Накануне Второй мировой войны Германия имела: 1180 бомбардировщиков в 30 группах, 771 истребитель в 13 группах, 336 пикирующих бомбардировщиков в 9 группах, 408 тяжелых истребителей в 10 группах; 40 штурмовиков в 1 группе, 552 транспортных самолета в 2 группах, 379 дальних разведчиков в 23 эскадрильях, 342 ближних разведчика в 30 эскадрильях, 240 самолетов морской авиации в 14 береговых, 2 корабельных и 2 транспортных эскадрильях.

Первоначально в люфтваффе было организовано два руководящих штаба: генеральный штаб (Generalstabes der Luftwaffe) и главный штаб (Luftwaffenfuhrungsstabes). Весной 1942 г. оба штаба объединили в главное командование люфтваффе (Oberkommando der Luftwaffe — OKL). В довоенные годы территория Германии была разделена на воздушные округа (Luftkreiskommando), а к 1939 г. высшим оперативным соединением в люфтваффе стал воздушный флот (Luftflotte), состоявший из авиакорпусов (Fliegerkorps) и авиадивизий (Fliegerdivision). Основными же тактическими единицами в люфтваффе были: эскадра (Geschwader), группа (Gruppe) и эскадрилья (Staffel). Каждая эскадра состояла из штабного звена и трех или более групп, количество самолетов в ней составляло от 100 до 120. Каждой эскадре был присвоен свой номер, обозначавшийся арабскими цифрами, например, JG 51 — Jagdgeschwader (истребительная эскадра) 51.

Эскадры обозначались следующим образом:
истребительная (Jagdgeschwader) — JG
ночных истребителей (Nachtjagdgeschwader) — NJG
тяжелых истребителей (Zerstorgeschwader) — ZG
штурмовиков (Schlachtgeschwader) — SG (с 1943 г.), Sch.G  (до 1943 г.)
ночных штурмовиков (Nachtschlachtgeschwader) — NSG
бомбардировочная (Kampfgeschwader) — KG
скоростных   бомбардировщиков   (Schnellkampfgeschwader) – SKG
пикирующих бомбардировщиков (Sturzkampfgeschwader, Stukageschwader) — St.G
транспортной авиации (Transportgeschwader) — TG (с 1943  г.), K.Gr.z.b.V (до 1943 г.) учебно-боевая (Lehrgeschwader) — LG.

Каждая группа, в которую входило 40—50 самолетов, состояла из штабного звена и трех или более эскадрилий. Номер группы обозначался римской цифрой, через косую черту писалось обозначение эскадры, например: I/JG 27 — первая группа 27-й истребительной эскадры, II/KG 40 — вторая группа 40-й бомбардировочной эскадры.
В отличие от вышеперечисленных типов разведывательная и морская авиация делилась непосредственно на группы, кроме этого существовали группы специального назначения:

ближних разведчиков (Nahaufklarangsgruppe) — NA.Gr.
дальних разведчиков (Fernaufklarungsgruppe) — FA.Gr.
морских разведчиков (Seeaufklarungsgruppe) — SA.Gr.
ночных разведчиков (Nachtaufklarangsgruppe) — AGr.Nacht
палубной авиации (Bordfliegergruppe) — B.Fl.Gr.
береговой авиации (Kustenfliegergruppe) — Ku.Fl.Gr.
испытательная (Erprobungsgruppe) — E.Gr.
подготовки пополнений (Erganzungsgruppe) — Erg.Gr.
планерная — Schleppgruppe.

В первую группу входили первая, вторая и третья эскадрильи, во вторую группу — четвертая, пятая и шестая эскадрильи и т. д. Эскадрильи, имевшие в своем составе от 12 до 16 самолетов, обозначались так:
1./JG 27 — первая эскадрилья первой группы 27-й истребительной эскадры,
7./KG 76 — седьмая эскадрилья третьей группы 76-й бомбардировочной эскадры.
Эскадрильи, в свою очередь, делились на: пары самолетов (Rotte), звенья из 3—4 самолетов (Kette) или звенья из 5—7 самолетов (Schwann).
Нападение на немецкую радиостанцию в Глейвице, которое, как потом стало известно, было организовано эсэсовцами в польской форме, Гитлер использовал в качестве предлога для агрессии против Польши. В 4.34 утра 1 сентября 1939 г. три немецких пикирующих бомбардировщика нарушили воздушную границу Польши. Они должны были разбомбить кабельные коммуникации, ведшие к заминированному мосту, который поляки готовились уничтожить в случае вторжения немецких войск. Так началась Вторая мировая война.

Польша стала первой страной, которая столкнулась с нацистским методом ведения войны под названием «блицкриг» («молниеносная война»). Основой блицкрига являлось массированное применение авиации и бронетехники, во время которого авиация быстро устанавливала контроль над воздушным пространством противника с одновременным нанесением бомбовых ударов по городам и стратегически важным целям — мостам, фортификационным укреплениям, железным дорогам, электростанциям и т. д. Для усиления психологического воздействия немецкие пикировщики оснащались сиренами (так называемыми «иерихонскими трубами»), которые при атаке издавали душераздирающий вой, оказывавший деморализующее воздействие на войска противника и гражданское население. Затем парашютно-десантные отряды и бронетанковые войска захватывали подвергшиеся бомбовым ударам территории и очищали их от остатков войск противника.

После зимнего перерыва немцы начали 6 апреля 1940 г. боевые действия против Дании и Норвегии. Дания сдалась в тот же самый день, но Норвегия с помощью союзников боролась еще почти месяц. К 10 мая немцы уже захватили Скандинавию, 14 мая пала Голландия, 28 мая сдалась Бельгия, а в конце мая — начале июня из порта Дюнкерка было эвакуировано более 338 тысяч английских, французских и бельгийских военнослужащих. Менее чем через месяц, 22 июня 1940 г., капитулировала Франция.

Готовясь к войне с Советским Союзом, с конца 1940 г. и до начала лета 1941 г. немцы совершали регулярные разведывательные полеты над советской территорией, что позволило им создать карты основных стратегических целей.

Несмотря на огромные потери в авиационной технике в самом начале войны, советская авиация сумела в кратчайшие сроки подготовиться и осуществить первые бомбардировки Берлина. Командование люфтваффе считало, что мощная противовоздушная оборона Берлина, включавшая в себя 736 зенитных орудий, сотни истребителей, аэростаты заграждения и 160 прожекторов, надежно защищает столицу Германии от ударов с воздуха. Англичане не могли преодолеть ПВО Берлина, а США вообще до января 1943 г. и не пытались бомбить немецкую столицу. Поэтому бомбардировочный удар советских самолетов по Берлину, запланированный на начало августа 1941 г., имел тогда большое политическое значение.

Было намечено нанести удар с аэродрома Кагул на острове Саарема (о. Эзель) в Балтийском море. На основании решения Ставки были подготовлены 15 экипажей из состава 1-го минно-торпедного полка авиации Балтийского флота. В ночь с 4 на 5 августа пять самолетов ДБ-ЗФ (Ил-4) выполнили разведывательный полет на Берлин. Было установлено, что зенитная оборона расположена кольцом вокруг города в радиусе 100 км.

В назначенный срок, 7 августа в 21.00, группа из 15 бомбардировщиков ДБ-ЗФ, возглавлявшаяся командиром полка полковником Е.Н. Преображенским, поднялась в воздух. Около часа ночи, сбросив бомбы на Берлин, самолеты повернули на север к морю. Только тогда спохватилась ПВО Берлина — включились прожекторы, заработали зенитки, в воздух поднялись ночные истребители с зажженными фарами. Стрелки наших бомбардировщиков отбивались из всех бортовых пулеметов, и только над Балтикой немецкие истребители отстали. Все наши машины благополучно вернулись на базу.

На следующий день немецкие газеты сообщили: «Английская авиация бомбардировала Берлин. Имеются убитые и раненые. Сбито шесть английских самолетов». Английские газеты не замедлили опровергнуть эту версию: их самолеты в тот день не появлялись над Берлином. Не верить этому не было оснований, поэтому немцам пришлось признать, что этот успешный налет произвели советские самолеты вопреки заявлениям геббельсовской пропаганды о «полном уничтожении советской авиации». Налеты на Берлин превратились в длительную и сложную операцию. Они закончились 5 сентября 1941 г., к этому времени было произведено десять налетов (90 самолето-вылетов), в результате которых сброшено 327 бомб весом по 250 кг и зарегистрировано 32 пожара, наши потери составили 4 бомбардировщика. В этих налетах, помимо самолетов ДБ-ЗФ (Ил-4), приняли участие и бомбардировщики Пе-8 под командованием Героя Советского Союза М.В. Водопьянова. Указами Президиума Верховного Совета СССР десяти летчикам, участникам рейдов на Берлин, было присвоено звание Героя Советского Союза, 13 летчиков получили орден Ленина и 55 награждены орденами Красной Звезды и Боевого Красного Знамени.

После разгрома немецких войск под Сталинградом в январе 1943 г. люфтваффе уже не имело общего превосходства в воздухе. В сражении под Курском противоборствующие стороны сконцентрировали свои усилия на непосредственной воздушной поддержке войск, и в этом советские ВВС достигли определенных успехов, используя свои штурмовики Ил-2 в больших количествах и с большой эффективностью. Ситуация в области самолетостроения также изменилась в пользу Советского Союза. Преимущество советской авиации росло с каждым последующим годом. К тому времени, когда Красная армия начала заключительное наступление на Берлин, она имела не менее 7500 истребителей, многие из которых не уступали лучшим немецким образцам. За период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. люфтваффе потеряло на советско-германском фронте около 60 тысяч боевых самолетов, что составило 78% потерь немецкой авиации за всю Вторую мировую войну.

Реализация самолетных программ люфтваффе во время войны возлагалась на основные авиационные фирмы Германии: «Арадо», «Бахем», «Блом и Фосс», «Дорнье», «Физелер», «Фокке-Вульф», «Гота», «Хейнкель», «Хеншель», «Юнкерс», «Мессершмитт», «Зомбольд», «Цеппелин» и др.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!