Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии
        23.06.17 02:12 Написал(а) ScottVedYS (из города Colonel Hill)
    aprire conto opzioni binarie 10 euro notes

    http://trochlioback.freehostingking.com/vazek/trading-binario-deposito-minimon-3d.html
    binary options strategies youtube broadcast yourself
    http://crowibel.phpzilla.net/tucysad/applicazione-training-binario-hibrido-significado-de-apellidos.html
    binare optionen broker seitan auffenberg nissan
    http://insiobirth.php0h.com/gajiz/acquistare-opzioni-binarie-forum-cu-online.html
    http://inomin.260mb.net/fucify/option-time-deutschland-telefonvorwahlen-international.html
    <a href="http://acaler.php0h.com/synycagaj/classe-opzioni-binarie-forum-saradas-index.html">classe opzioni binarie forum saradas index</a>
    <a href=http://gobbmarcount.0fees.us/fazytodob/tecniche-trading-opzioni-binarie-touch-nightclub.html>tecniche trading opzioni binarie touch nightclub</a>
    читать статью »

Салас Ларрасабаль Анхель (Angel Salas Larrazabal)


Страна: Испания
Даты жизни:10 октября 1906 г. - 19 июля 1994 г.
Звание: генерал  армии
Воздушные победы: 21
Награды: немецкий Железный Крест 2-го класса

Салас Ларрасабаль Анхель- испанский ас Второй Мировой Анхель Салас Ларрасабаль родился 10 октября 1906 г. в городе Ордуна (Orduna) в провинции Бискайя. В 1921 г. в возрасте пятнадцати лет он поступил в артиллерийскую академию и в 1926 г. закончил ее в звании тениенте (лейтенанта).

В 1927 г. Салас перешел в военную авиацию. Он прибыл на аэродром Куатро Виентос (Cuatra Vientos), расположенный недалеко от Мадрида, где затем в 1928 г. прошел подготовку как летчик-наблюдатель. В следующем году тениенте Салас был направлен в авиашколу Алкало де Хенарес (Alcalo de Henares), которую закончил в 1930 г. После этого он уже в качестве пилота был включен в состав эскадрильи армейской авиации, которая была оснащена истребителями Мартинсайд F.4 (Martinsyde) и базировалась на аэродроме Хетафе (Getafe), в 10 км южнее Мадрида.

В конце 1930 г. в результате попытки военного мятежа, которую на аэродроме Куатро Виентос предприняла группа офицеров во главе с Рамином Франко (Ramyn Franco) и Идальго де Сиснеросом (Hidalgo de Cisneros), испанская армейская авиация была расформирована. Весь личный состав эскадрильи, в которой служил Салас, был частично откомандирован в армейские части и частично включен в состав авиации.

Салас был направлен в Марокко, где сначала служил в Тетуане, а затем в небольшом местечке Сиди-Ифни (Sidi Ifni) на побережье Атлантического океана. В феврале 1936 г. ему было присвоено звание капитана. В июле 1936 г. он служил в Кабо Хуби (Cabo Juby) в эскадрилье, оснащенной самолетами Fokker VII.

К этому времени Испания стояла уже на грани гражданской войны. Еще в январе 1930 г. король Альфонсо XIII решил вернуться к альтернативной системе выборов. Однако власти не сумели удержать под контролем левое крыло социалистических республиканских партий, чье влияние быстро возрастало. В апреле 1931 г. на муниципальных выборах с подавляющим большинством победили республиканцы, и король Альфонсо XIII покинул страну.

 18 июля 1936 г. в двенадцати военных гарнизонах на территории Испании и в пяти гарнизонах в Марокко вспыхнул военный мятеж под руководством генерала Эмилио Молы (Emilio Mola), который видел во главе нового испанского правительства генерала Хосе Санхурхо.

В то утро Салас находился в Мелилье на Средиземноморском побережье Марокко. Узнав о начале мятежа, он решил поддержать генерала Молу и сразу же вылетел в Испанию. Днем 18 июля капитан Салас и еще два пилота, угнав с аэродрома Хетафе в районе Мадрида три истребителя «Бреге-19» (Breguet XIX), перелетели на аэродром города Памплона (Pamplona), расположенного на северо-западе Испании в провинции Наварра. Они думали, что город был уже в руках мятежников, однако оказалось, что это не так, и пилоты были немедленно арестованы и помещены в местную тюрьму. На их счастье, Памплона вскоре действительно перешла в руки националистов и они были освобождены.

Первым заданием капитана Саласа стало поддержание связи между генералом Молой и генералом Франциско Франко Баамонде (Francisco Franko Baamonde), который был снят республиканцами с поста начальника Генерального штаба испанской армии и направлен генерал-губернатором на Канарские острова. Как только начался мятеж, Франко сразу же прилетел в испанское Марокко, которое было под полным контролем националистов и где находилось около 47 тысяч хорошо обученных солдат. После того как 19 июля самолет, на котором генерал Санхурхо должен был вернуться из Португалии, разбился во время взлета, Франко встал во главе мятежа, быстро оттеснив генерала Молу на второй план.

К 22 июля 1936 г. Испания оказалась разделенной на части. Под контролем республиканцев остались юго-восточные районы, включая Мадрид, Новую Кастилию, Валенсию, Арагон и Каталонию, а также Астурию и Страну Басков вдоль побережья Бискайского залива в районе Овьедо — Сантандер — Бильбао. В руках националистов, которых вскоре стали называть франкистами, была остальная территория страны — Галисия, Леон, Старая Кастилия, Наварра, Эстремадура, а также испанское Марокко и часть Андалусии, включая Севилью и порт Кади. Раскол произошел и среди военных. 

27 июля 1936 г. капитан Салас провел свой первый воздушный бой, встретившись в районе Сомосьерры (Somosierra) с республиканским истребителем «Ньюпор-52» (Nieuport 52). Его «Дракон Рапид» получил два попадания, но Салас продолжал летать на нем еще до середины августа, когда в Бургосе была сформирована небольшая истребительная эскадрилья под командованием капитана Чаморро (Chamorro).

Затем Салас на истребителе «Ньюпор-52» перелетел в Сарагосу и действовал в районе Уэски и Теруэля (Teruel). 23 августа в бою над Теруэлем он одержал свою первую воздушную победу, сбив легкий республиканский самолет. Менее чем за месяц испанский ас совершил 50 вылетов общей продолжительностью 116 часов и 24 августа с признаками нервного истощения был вынужден лечь в госпиталь в Сарагосе.

В конце августа Салас из госпиталя написал капитану Хоакину Гарсия Морато, спрашивая о том, не мог бы он занять место в его эскадрилье, которая была оснащена немецкими истребителями Heinkel Не-51. Морато ответил, чтобы он не надеялся, поскольку все места в эскадрилье уже заняты, и предложил Саласу попробовать добраться до Севильи, куда, как он слышал, должны были прибыть итальянские истребители Fiat CR.32 .

7 сентября в Севилью через порт Виго (Vigo) на Атлантическом побережье Испании были доставлены  девять «Фиатов». На аэродроме Таблада из 19 CR.32 были сформированы две истребительные эскадрильи «Aviacion del Tercio». 1-ю эскадрилью возглавил капитан Винченцо Дегуаль (Vincenzo Degual)3, а 2-ю — капитан Данте Оливера (Dante Olivera).

8 начале сентября Салас прибыл на аэродром Таблада. Он предложил итальянцам, чтобы они приняли его в одну из своих эскадрилий, однако те очень недоверчиво отнеслись к нему, как к пилоту. Только после того, как Салас убедительно доказал свой уровень летной подготовки, продемонстрировав в воздухе несколько маневров, которые сами итальянцы не всегда рисковали выполнять на CR.32, они приняли его. Вместе с Хоакином Гарсия Морато  и Хулио Сальвадором Салас составил испанское звено эскадрильи капитана Дегуаля.

15 сентября капитан Салас совершил первый боевой вылет на CR.32. В тот день 1-я эскадрилья нанесла штурмовой удар по аэродрому республиканцев, уничтожив на земле два «Бреге-19».

25 сентября эскадрилья была переброшена на аэродром Талавера (Talavera) для поддержки наступления франкистских войск на Толедо и затем на Мадрид. В тот же день капитан Салас на CR.32 «3-61» одержал свою вторую победу, сбив республиканский бомбардировщик «Потез-540» (Potez Р.540).

5 ноября 1936 г. девять CR.32, которые возглавлял капитан Маккажо (Maccagno), встретили в районе Мадрида приблизительно 15 И-15, сопровождавших два бомбардировщика «Потез-542». Не дожидаясь «пятерки» CR.32, дополнительно вызванной из Талаверы, Маккажо решил атаковать противника. В ходе боя Салас одержал свою третью победу, сбив один И-15. Затем в 5 км южнее Барахаса (Barajas) ему удалось повредить еще два «Чато», но при этом он сам был атакован снизу. Ему удалось уйти из-под огня, только круто спикировав вниз, и затем на предельно малой высоте вернуться на свой аэродром.

6 ноября около 14.00 пять «Фиатов» во главе с капитаном Саласом в районе Мадрида атаковали «семерку» И-15. Саласу удалось подбить один самолет, который, оставляя за собой густой дымный след, скрылся в облаках. Саласу была засчитана четвертая победа, но в то же время, по данным республиканцев, они в тот день не потеряли ни одного «Чато». Вероятно, подбитый И-15 смог благополучно вернуться на свой аэродром.

В ноябре три CR.42 во главе с капитаном Морато обнаружили и атаковали «пятерку» СБ, которая бомбила франкистские позиции в районе Хетафе — Куатро Виентос. В результате капитан Салас одержал свою пятую победу, сбив один из бомбардировщиков, чей экипаж выпрыгнул на парашютах.

19 ноября франкистская авиация провела массированный налет на Мадрид, в котором участвовало около пятидесяти бомбардировщиков — немецкие Ju-52/3mg и итальянские SM.81. Прикрывали их 9 Не-51 из J/88 «Легиона «Кондор» и 16 CR.32 из 1-й и 3-й итальянских эскадрилий. Поднятые по тревоге И-15 и И-16 не успели помешать бомбардировщикам, и в результате бомбежки в городе погибли около 400 человек.

В завязавшемся бою капитан Салас повредил И-16, который со снижением ушел на свою территорию. Затем франкисты заявили, что им удалось сбить четыре истребителя, но республиканцы подтвердили потерю только двух. В то же время франкистская авиация потеряла три бомбардировщика (по одним данным, это были Ju-52, а по другим — SM.81) и три «Фиата».

Это был последний крупный воздушный бой в районе Мадрида. Погода сильно испортилась, и в конце ноября — декабре 1936 г. происходили лишь эпизодические стычки республиканских и франкистских истребителей, заканчивавшиеся с переменным успехом для сторон. В течение этого периода Морато и Салас, считавшие, что итальянцы недостаточно агрессивны в воздухе, стремились действовать самостоятельно. Однажды капитан Салас, возглавлявший патрульное звено, углубился на территорию республиканцев, тем самым игнорируя приказ тененте колонелло  Бономи (Bonomi), командовавшего «Aviacion del Tercio», не пересекать линию фронта. После того как «Фиаты» вернулись на аэродром, капитан Фажани (Fagnani), возглавивший 1-ю эскадрилью после ранения Дегуаля, попытался арестовать Саласа за нарушение приказа. Морато яростно вступился за него, заявив, что в Испании еще никого не арестовывали за проявленную храбрость. Результатом этих событий стало то, что Морато и Салас решили попытаться сформировать собственные эскадрильи, чтобы быть полностью свободными в действиях.

22 декабря 1936 г. капитан Морато прилетел в Севилью, а 9 января 1937 г. туда же прибыл и Салас. В середине февраля командование «Легиона «Кондор» приняло решение расформировать 4.J/88. Освободившиеся Не-51 были переданы испанцам, которые смогли сформировать на аэродроме Таблада авиагруппу 1-G-2 3, в составе которой были три эскадрильи по семь самолетов. Эскадрилью 1-Е-2 возглавил капитан Манрике Монтеро (Manrique Montero), 2-Е-2 — капитан Салас, а З-Е-2 — капитан Мартин Кампос (Martin Campos).

5 марта перед началом наступления франкистских войск на г. Пособланко (Pozoblanko), в 48 км севернее Кордовы, эскадрилья Саласа была направлена на аэродром Лейн (Leyn). Однако оказалось, что большой надобности в их присутствии там не было, и в конце марта 2-Е-2 была переброшена в Астурию на аэродром Навия (Navia) на побережье Бискайского залива, где уже базировались легкие бомбардировщики Не-46. В начале апреля на Арагонском фронте республиканские войска начали наступление, и 10 апреля все три эскадрильи Не-51 прибыли в Сарагосу.

«Хейнкели» были оборудованы подкрыльевыми держателями для шести 10-кг бомб, и в апреле 1937 г. в боях в районе Теруэля Салас впервые использовал для атак наземных целей тактический прием, получивший затем название «цепь». После первого захода лидирующий самолет эскадрильи сразу же занимал место позади замыкающего самолета, который еще только выходил на цель, тем самым эскадрилья образовывала непрерывную цепочку, благодаря чему достигалась большая эффективность атаки.

13 апреля в ходе разведывательного полета испанский летчик обнаружил, что в районе Карраскал (Karrascal) — Санта Куитерия (Santa Quiteria) позиции франкистских войск были окружены противником. Вернувшись в Сарагосу, он немедленно поднялся в воздух уже во главе всей своей эскадрильи, вместе с которой вылетели и восемь Не-46. В течение двух часов «Хейнкели» кружили над позициями республиканцев, подавляя пулеметным огнем любые попытки наступления. Когда на самолетах Саласа был полностью израсходован весь боезапас, им на смену пришли Не-51 из 1-Е-2 и З-Е-2, которые еще в течение 1 часа 45 минут атаковали противника. При этом за все это время в воздухе не появился ни один республиканский самолет. В результате республиканская пехота оставила свои позиции и отступила. Как затем стало известно, в результате налетов «Хейнкелей» немецкая интербригада имени Карла Маркса потеряла в тот день только убитыми около четырехсот человек.

16 апреля, когда Салас вместе с двумя Не-51 возвращался в Сарагосу после очередного вылета, он обнаружил впереди семь И-15, которые еще только набирали высоту для атаки. Спикировав, он сбил один «Чато», одержав свою шестую победу. В ходе десятиминутного боя республиканским пилотам удалось взять реванш, сбив один «Хейнкель». После этого Салас и второй пилот, круто спикировав, на предельно малой высоте покинули район боя.

К 20 апреля в составе 2-Е-2 остались только четыре пригодных для полетов Не-51. На следующий день самолеты были переданы в 1 -Е-2, а пилоты эскадрильи во главе с капитаном Саласом на старом DC-2 вылетели в Севилью. Там они прошли краткосрочный курс пилотажа на немецких бипланах Bii-131 Jungmeister. 30 апреля эскадрилья получила итальянские истребители CR.32 и была переименована в 2-Е-З.

4 мая 1937 г. в Кордове была сформирована истребительная группа 2-G-3 во главе с команданте Хоакином Гарсия Морато, в которую вошли 1-Е-З капитана Хулио Сальвадора и 2-Е-З капитана Саласа. В течение мая — июня группа участвовала в боях в районе Ла Гранхи (La Granja) и Уэски.

2 сентября в районе Бельчите «Фиаты» 2-G-3 атаковали группу из 15 И-15. В ходе боя им удалось сбить семь республиканских истребителей. По две победы было на счету Саласа  и Сальвадора, и по одной победе одержали Морато, Хавьер Алльенде (Javier Allende)  и Кареаха (Kareaga).

После завершения боев в районе Бельчите команданте Морато был послан в Италию. Исполняющим обязанности командира 2-G-3 был назначен капитан Салас, а должность командира 2-Е-З занял капитан Гарсия Пардо (Garsia Pardo).10 сентября группа была переброшена на аэродром Леон для поддержки начавшегося накануне наступления войск генерала Антонио Аранда (Antonio Aranda).

Вернувшийся в декабре из Италии Морато занял должность командира 1-й авиабригады, которой были подчинены все авиагруппы, действовавшие на Северном фронте, и капитан Салас уже официально был назначен командиром 2-G-3.

9 марта 1938 г. франкистские войска начали наступление на Арагонском фронте в направлении побережья Средиземного моря вдоль реки Эрбо, и 2-G-3 снова прибыла в Сарагосу. Около полудня 12 марта 18 «Фиатов» во главе с Саласом, сопровождавшие бомбардировщики Ju-52/3mg, встретились с 20 И-15. В ходе завязавшегося боя пилоты 2-G-3 сбили пять республиканских истребителей, Салас подбил еще один «Чато», но, поскольку никто не видел его падения, эта победа не была официально ему засчитана. Вскоре в Сарагосу были доставлены обломки И-15, сбитого в том бою капитаном Гарсия Пардо, на которых пилоты 2-G-3 затем стали вести список своих побед. 

23 марта в 13.15 капитан Салас вместе с Мануэлем Васкесом Сахистасабалем (Manuel Vazquez Sagistazabal) поднялся в воздух, чтобы найти артиллерийскую батарею республиканцев, которая обстреливала понтонную переправу в районе Куинто (Quinto). Вскоре они обнаружили 12 И-15 и, немедленно набрав высоту, атаковали их. Салас и Васкес выполнили несколько атак, но так и не смогли добиться ни одного попадания. На «Фиате» Саласа неожиданно заклинило пулеметы, но, к его счастью, «Чато» уже повернули назад. Поэтому Салас вернулся на аэродром, а Васкес продолжил поиск в одиночку. Ему удалось найти батарею из трех орудий, которая уже готовилась погрузиться на грузовики, чтобы сменить позицию.

Когда Васкес приземлился, оказалось, что группа во главе с капитаном Пардо уже вылетела и на аэродроме остались только два самолета — недавно вернувшегося Саласа и командира 1-Е-З капитана Сальвадора. Поскольку батарея могла в любой момент покинуть свою позицию, времени терять было нельзя. После короткой дозаправки три CR.32 поднялись в воздух и на максимальной скорости направились в район, где Васкес обнаружил батарею. Она была все еще там и в ходе нескольких атак пилоты подожгли все пять грузовиков. При этом один из них, видимо, был загружен снарядами, так как через несколько секунд мощный взрыв разнес его на кусочки.

24 марта группа Не-51 и SM.81 совершила налет на Куинто. Ее прикрывали 18 «Фиатов» во главе с Саласом и Bf-109E из 1.J/88 «Легиона «Кондор» под командованием обер-лейтенанта Вольфганга Шеллманна (Wolfgang Schellmann)2, которые уже над городом встретились с 11 И-16 и 30 И-15.

На счету пилотов 1.J/88 были три победы и четыре на счету пилотов 2-G-3. В том бою капитан Салас, сбив один И-15, одержал свою десятую победу. При этом 2-G-3 потеряла только один CR.32 «3-104» и его пилот тениенте Хурадо (Jurado) погиб.

4 апреля 1938 г. Саласу было присвоено звание команданте. Через три дня — 8 апреля — во время атаки позиций республиканских войск севернее Мореллы (Morella) его CR.32 «3-61» получил несколько попаданий. На «Фиате» был пробит маслопровод и давление масла начало быстро падать. В распоряжении Саласа было немного времени, чтобы выбрать площадку для вынужденной посадки, но местность под ним была непригодной для этого. Он уже собрался выпрыгнуть на парашюте, когда заметил небольшой клочок земли, который, казалось, давал ему шанс на более или менее благополучную посадку. Резко бросив самолет вниз, Саласу удалось приземлиться, незначительно повредив при этом только шасси и нижнее левое крыло «Фиата». Оказалось, что он сел на нейтральной территории, всего в полукилометре от командного пункта генерала Антонио Аранда. И генерал, с большим интересом наблюдавший за посадкой, приказал, не теряя времени, доставить пилота и его самолет на свою территорию.

С декабря 1937 г. по апрель 1938 г. пилоты 2-G-3 сбили 40 республиканских самолетов, в результате чего общий счет побед группы увеличился до 82.

Салас начал летать на CR.32 «3-61» (заводской номер 111) еще осенью 1936 г. в составе 1-й эскадрильи капитана Дегуаля. После того как 30.04.1937 г. была сформирована 2-Е-З, он продолжил летать на нем. Из-за вынужденной посадки 08.04.1938 г. «Фиат» до 3 июля был на ремонте. 12.11.1938 г. самолет снова был поврежден и вернулся из ремонта в январе 1939 г. Салас летал на CR.32 «3-61» до самого конца гражданской войны и затем еще в течение длительного времени совершал на нем вылеты с аэродрома Хетафе, пока тот не был полностью разрушен в авиакатастрофе.

4 мая самолет команданте Саласа снова был подбит зенитным пулеметным огнем. На «Фиате» был пробит топливный бак, но Саласу все же удалось совершить вынужденную посадку на аэродроме Агуилар (Aguilar), который лишь за несколько дней до этого был захвачен франкистскими войсками. В ходе того же вылета, кроме истребителя Саласа, огнем с земли были повреждены еще три CR.32 из 2-G-3.

31 мая 1938 г. восемь «Фиатов» во главе с Саласом вместе с истребителями 3-G-3 капитана Хавьера Мурсиа Руби сопровождали бомбардировщики Ju-52/3mg и Ro.37, которые должны были атаковать позиции республиканцев в районе Пуэбло де Вальверде (Pueblo de Valverde). На подходе к цели они столкнулись с 25 И-15 и 10 И-16 и немедленно вступили в бой.

Пилоты CR.32 не только надежно прикрыли бомбардировщики, которые, выполнив задачу, благополучно ушли обратно, но и без потерь со своей стороны сбили восемь И-15 и два И-16. На счету капитана Хулио Сальвадора было два И-15 и один И-16, а капитан Мурсия сбил два И-15. В ходе боя Салас атаковал «Чато», но в тот же момент сам оказался под огнем трех республиканских истребителей. Его «Фиат» был поврежден, получив несколько попаданий, но испанский ас все же смог вернуться на свой аэродром.

19 июня в 18.00 с аэродрома Эскатрин (Escatryn), в 70 км юго-восточнее Сарагосы, в воздух поднялись десять CR.32 во главе с команданте Саласом. Они имели приказ прикрыть Ju-52/3mg, снова бомбившие позиции республиканцев в Пуэбло де Вальверде.

В ходе вылета «Фиаты» 2-G-3 встретились и вступили в бой с группой из восемнадцати И-15, к которой вскоре присоединилась «девятка» И-16. Салас спикировал на один из «Чато», но так и не смог открыть огонь. Оказалось, что из-за утечки в пневмосистеме самолета механизм спуска пулеметов не работал. Тем не менее Салас продолжал участвовать в бою, выполняя ложные атаки и отвлекая внимание республиканских пилотов на себя. При этом его «Фиат» получил пять попаданий, одна пуля пробила радиатор двигателя.

В ходе боя пилотам 2-G-3 удалось сбить четыре И-15 и два И-16. На счету Хулио Сальвадора были два «Чато», две победы также одержал Рудольф де Хемрикур , сбивший И-15 и И-16. Гарсия Пардо сбил И-16, который сзади пытался атаковать «Фиат» тениенте Гарсия Аристидеса Лопеса (Garsia Aristides Lopez)2, и, наконец, Эстебан Ибаррече Арриада 3 подбил И-15.

С 10 по 18 июля 1938 г. обе испанские группы, оснащенные CR.32 — 2-G-3 и 3-G-3, — действовали под общим командованием коронеля Гарсия Морато. И Салас воспользовался присутствием своего старого друга, чтобы получить кратковременный отпуск.

25 августа в бою в районе Сахара (Zajar) пилоты 2-G-3 сбили два И-15, которые были на счету Саласа и Сальвадора, потеряв при этом один самолет. Его пилот тениенте Этайо (Etayo) скончался от тяжелых ранений, полученных в результате неудачной попытки посадить свой горящий «Фиат».

2 сентября 1938 г. в бою в районе Сахара команданте Салас сбил сразу три республиканских бомбардировщика СБ из 4-й эскадрильи 24-й группы (4.Escuadrilla Grupo 24) и И-16 командира 1 -й эскадрильи той же группы Хосе Мартина Ретондо (Jose Martin Retondo). Ретондо успел выпрыгнуть на парашюте, и Салас на своем «Фиате» описывал вокруг него круги, пока не убедился, что он благополучно приземлился. На прощание Салас помахал своему противнику рукой, на что Ретондо ответил ему тем же.

Сбив сразу четыре самолета, Салас довел общее число своих побед до 15. Кроме него, столько побед в ходе одного боевого вылета в Испании смог одержать только еще один пилот — обер-лейтенант Вильгельм Бальтазар (Wilhelm Balthasar) из 2.J/88 «Легиона «Кондор», сбивший 7 февраля 1938 г. четыре СБ. Однако радость Саласа была омрачена тем, что в тот же день в районе Эрбо во время атаки другой группы СБ был сбит и погиб его брат Игнасио.

Всего в период с середины июля по середину сентября 1938 г. пилоты 2-G-3 одержали 34 победы, а пилоты 3-G-3 — еще десять. 18 сентября обе группы прибыли на аэродром Эскатрин, где приняли «Фиаты» распущенной 6-й итальянской группы (VI.Gruppo). Эта группа была создана в апреле 1937 г. и получила название «Железная нога» («Gamba di Ferro») в честь капитана Эрнесто Ботти (Ernesto Botty), который в боях осенью 1936 г. потерял одну ногу и с тех пор летал с протезом.

С 20 сентября «Фиаты» 2-G-3 и 3-G-3 ежедневно участвовали в районе Эрбо в ожесточенных боях с республиканскими истребителями, которые достигли своего наивысшего накала 2 — 3 октября. В их ходе пилоты 2-G-3 одержали 17 побед, одна из которых была на счету команданте Саласа, а пилоты 3-G-3 сбили восемь самолетов.

12 ноября восемнадцать CR.32 из 2-G-3 и шесть из 3-G-3 под общим командованием Саласа прикрывали Ju-52/3mg и Не-70, действовавшие в районе Сегре (Segre). В ходе вылета «Фиаты» встретили «шестерку» СБ, которую сопровождали две группы И-16, и в завязавшемся бою смогли сбить один истребитель и один бомбардировщик. Уже во время посадки в Эскатрине один из «Фиатов», получивший в том бою повреждения, неожиданно столкнулся с CR.32 «3-61» Саласа, повредив ему нижние плоскости.

27 ноября 1938 г. во время очередного патрульного вылета у Саласа неожиданно обострилась грыжа, и он был немедленно отправлен госпиталь. Он провел в госпитале около двух месяцев и вернулся обратно во 2-G-3, которая по-прежнему базировалась на аэродроме Эскатрин, в середине января 1939 г.

17 января 2-G-3 вместе с 3-G-3 была переброшена в Каталонию и прибыла на аэродром Балагер (Balaguer), в 30 км севернее Лериды. 15 февраля девять «Фиатов» во главе с Саласом перелетели на аэродром Посадас (Posadas), где базировалась отдельная эскадрилья 8-Е-З, которая 13 марта вошла в состав 2-G-3 в качестве четвертой эскадрильи.

26 марта 1939 г. марокканские части и Андалусийский армейский корпус начали наступление на Мадрид, и в течение дня «Фиаты» 2-G-3 трижды поднимались в воздух. Сопротивления со стороны авиации республиканцев уже никакого не было, и потому Салас отправился в Гринон (Grinon), чтобы среди первых войти в Мадрид, где в одном из иностранных посольств укрывался его отец.

На следующий день пилоты 2-G-3 совершили свой последний боевой вылет в ходе гражданской войны. 28 марта войска генерала Франко вступили в Мадрид, что означало фактический конец войны. В руках республиканцев еще оставались несколько районов на Средиземноморском побережье Испании, но изменить что-либо было уже не в их силах.

С августа 1936 г. по март 1939 г. Анхель Салас совершил 618 вылетов общей продолжительностью 1215 часов и участвовал в 49 воздушных боях. Он лично сбил 16 республиканских самолетов и еще одну победу одержал в группе, кроме того, на его счету было 48 автомобилей, уничтоженных в ходе штурмовых атак. В то же время его самого сбивали четыре раза.

19 мая 1939 г. в Мадриде состоялся торжественный парад франкистских войск, посвященный победе в гражданской войне. Команданте Салас возглавлял группу «Фиатов», которая, образовав слово «FRANCO», прошла над городом.

Летом 1939 г. 32-летний Анхель Салас, наконец, решил жениться, и 25 июля в городе Овьедо, бывшем центром провинции Астурия, прошла торжественная церемония бракосочетания.

После окончания гражданской войны Салас сначала служил командиром 21-го истребительного полка, в который входили 2-G-3 и 3-G-3, а затем занимал должность руководителя 4-го отдела Главного штаба авиации.

24 июля 1941 г. команданте Салас был назначен командиром Г Escuadrilla de Caza, которой предстояло действовать на Восточном фронте. В составе эскадрильи были 17 пилотов, на общем счету которых было 79 побед, одержанных в ходе гражданской войны. После завершения переподготовки в 1 -й истребительной авиашколе Люфтваффе испанские пилоты 26 сентября прибыли на аэродром Мошны, в 34 км южнее Витебска. la Escuadrilla de Caza получила обозначение 15.(Span)/JG27 и была включена в состав 8-го авиакорпуса Люфтваффе.

2 октября 1941 г. в ходе первого же боевого вылета эскадрилья понесла первую потерю, когда во время вынужденной посадки перевернулся «Мессершмитт» тениенте Луиса Алькокера Морено-Абеллы (Luis Alcocer Moreno-Abella).

Спустя день, 4 октября, на счет 15.(Span)/JG27 были записаны первые две победы, когда команданте Салас сбил И-16 и Пе-2.

На следующий день командир 8-го авиакорпуса Люфтваффе генерал фон Рихтхофен вручил Саласу Железный Крест 2-го класса.

7 октября 1941 г. «Мессершмитты» 15.(Span)/JG27 перебазировались на аэродром Белый в Калининской области. В течение дня они совершили 42 боевых вылета, и Салас записал на счет эскадрильи третью победу, сбив МиГ-1.

13 октября испанские пилоты сбили биплан (вероятно, У-2) и еще один МиГ-1. На следующий день, 14 октября, команданте Салас во главе звена «Мессершмиттов» вылетел на «свободную охоту». Поблизости от Калинина (ныне г. Тверь) испанские пилоты обнаружили и атаковали три бомбардировщика ДБ-3, летевшие без истребительного сопровождения. В результате все три самолета были сбиты, при этом два из них были на счету Саласа, а третий записал на свой счет капитан Карлос Алессандри Байо (Carlos Alessandri Bayo).

При этом Салас и Байо, атакуя практически беззащитные бомбардировщики, настолько увлеклись, что забыли об осторожности, и их «Мессершмитты» столкнулись. Однако для обоих испанских пилотов все закончилось благополучно, и, хотя на самолете Саласа был частично уничтожен руль направления, ему все же удалось дотянуть до своего аэродрома.

13 октября в Германию был сначала отозван штаб JG27, а 17 октября и I./JG27, которым предстояла переброска в Северную Африку. Единственной эскадрильей эскадры, продолжавшей действовать на Восточном фронте, формально осталась 15.(Span)/JG27, с 16 октября базировавшаяся в Калинине.

25 октября три «Мессершмитта» во главе с Саласом нанесли штурмовой удар по аэродрому Клин, уничтожив три МиГ-1. В тот день был ранен и вышел из строя тениенте Абундио Сестерос Гарсиа (Abundio Cesteros Garsia).

27 октября на счету Саласа был еще один бомбардировщик ДБ-3. Это была уже его шестая победа и одновременно десятая победа на общем счету 15.(Span)/JG27. На следующий день эскадрилья перебазировалась на аэродром Старица, в 70 км юго-западнее Калинина.

4 ноября 1941 г. из боевого вылета не вернулся тениенте Альфонсо Руибал Сабио (Alfonso Ruibal Sabio). Что с ним произошло, неизвестно, и с тех пор он считается пропавшим без вести. Этот же день едва не стал последним и в летной карьере команданте Саласа. В ходе воздушного боя его «Мессершмитт» был сбит и совершил вынужденную посадку на нейтральной территории. Только на следующий день немецкие солдаты смогли вывести Саласа на свою территорию, и он вернулся в свою эскадрилью.

С 6 по 25 ноября 15.(Span)/JG27 действовала с аэродрома Руза, расположенного в 90 км западнее Москвы, а затем перебазировалась на аэродром Клин, в 85 км северо-западнее Москвы. В конце ноября в ходе одного из вылетов на штурмовку наземных целей Салас смог уничтожить еще один советский биплан.

6 января 1942 г. испанские пилоты получили из Мадрида приказ покинуть Восточный фронт. На следующий день эскадрилья перебазировалась на аэродром Витебск. 13 февраля 1942 г. испанские пилоты вылетели в Испанию, и 4 марта в Мадриде 1а Escuadrilla de Caza была распущена.

Всего со 2 октября 1941 г. по 6 января 1942 г. испанские пилоты совершили на Восточном фронте 460 боевых вылетов и участвовали в 94 воздушных боях. Они сбили десять советских самолетов и еще четыре уничтожили на земле. Команданте Салас выполнил 70 боевых вылетов и одержал шесть побед. В то же время эскадрилья потеряла пятерых пилотов — двое погибли и трое пропали без вести.

После возвращения с Восточного фронта команданте Салас занимал должность военно-воздушного атташе при испанских посольствах в Италии, Германии и Португалии, а в 1950 г. занял аналогичную должность в посольстве Испании во Франции.

В 1956 г. он прошел переподготовку для полетов на реактивных самолетах и в звании коронеля был назначен командующим силами противовоздушной обороны (Fuerjas Aereas de la Defensa).

Затем в звании бригадного генерала Салас командовал авиационным округом с центром на Канарских островах, а потом руководил военно-воздушной академией.

В 1966 г. Саласу было присвоено звание генерал-лейтенанта, и он был назначен командующим тактической авиацией (Aviaciyn Tactica) и одновременно командующим воздушным округом зоны Гибралтарского пролива, который позднее был переименован во 2-й воздушный округ. В 1972 г. в звании генерала армии (general de ejercito) он вышел в отставку.

Умер Анхель Салас Ларрасабаль 19 июля 1994 г. в Мадриде.

                                                                             Картинка

Источники, которые были использованы при подготовке материала о знаменитом испанском летчике Второй мировой войны  Анхеле Салас Ларрасабаль  (Angel Salas Larrazabal):

  • Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Венгрия. Румыния. Болгария. Хорватия. Словакия. Испания - М.: ACT, 2002 г.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!