Военная авиация
поиск меню
моя ссылка
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Кантакузино Константин (Constantin Cantacuzino)


Страна: Румыния
Даты жизни:11 ноября 1905 г. - 26 мая 1958 г.
Звание: капитан
Авиачасть:Esc.53 Van, Gr.7 Van.
Боевые вылеты: 608
Воздушные победы: 45
Награды: немецкий Железный Крест 1-го класса, орден Михая Храброго (Mihai Viteazul) 3-го класса

 

Кантакузино Константин-румынский ас Второй Мировой Это был самый результативный румынский ас Второй мировой войны, при этом на его счету были как советские и американские, так и немецкие самолеты.

Константин Кантакузино родился 11 ноября 1905 г. в Бухаресте. Его родители — Михай Кантакузино и Мария Розетта (Maria Rosetti) — происходили из древних дворянских и очень богатых фамилий. Даже после 1921 г., когда в Румынии много земель были реквизированы и переданы крестьянам, семья Кантакузино владела 1172 гектарами отличных пахотных земель, расположенных вокруг их поместья в местечке Жилава, в нескольких километрах южнее Бухареста.

Еще учась в гимназии, Кантакузино увлекся сначала вело-, а затем и автоспортом. Финансовое состояние семьи позволяло ему посвящать все свое время этим занятиям. Он стал отличным велосипедистом и автогонщиком, установив в ходе ралли Париж — Бухарест новый рекорд. Одновременно Кантакузино занимался теннисом и хоккеем с шайбой и в 1933 г. на чемпионате мира по хоккею даже был капитаном румынской команды.

В том же 1933 г. у Кантакузино появилась новая страсть — авиация. Чтобы освоить полеты на самолетах, он создал собственную частную авиашколу, потратив на это 30 тыс. лей, что по тем временам, когда румынский лей был равен французскому франку, было очень значительной суммой.

Кантакузино стал отличным пилотом и в 1939 г. на немецком биплане Bu-133 Jungmeister выиграл чемпионат Румынии по высшему пилотажу. К началу Второй мировой войны он налетал уже свыше двух тысяч часов.

В1941 г. Кантакузино стал шеф-пилотом румынской национальной транспортной авиакомпании LARES. Однако уже вскоре он оставил эту удобную должность, добровольно перейдя на службу в военную авиацию.

В составе Esc.53 Van., оснащенной английскими истребителями Хаукер «Харрикейн» Мк.1, Кантакузино принял участие в боях на Восточном фронте. С 5 июля по 31 октября 1941 г. он одержал четыре победы, сбив три бомбардировщика ДБ-3 и один истребитель И-16. Еще две победы — один ДБ-3 и один И-16 — не имели достаточных подтверждений и были отнесены к разряду вероятных.

«Харрикейны» очень хорошо показали себя в боях на Восточном фронте. До конца 1941 г. Esc.53 Van. одержала 35 побед, потеряв при этом только один самолет.

После того как в декабре 1941 г. большинство румынских эскадрилий были отозваны с Восточного фронта обратно в Румынию, Кантакузино вернулся на свою прежнюю должность в авиакомпании LARES.

26 апреля 1943 г. он снова был мобилизован и направлен в Gr.7 Van., которая была оснащена истребителями Bf-109G и действовала тогда на Восточном фронте совместно с JG3. Уже 5 мая капитан Кантакузино был назначен командиром Esc.58 Van.

29 июня 1943 г. он вместе со своим ведомым сопровождал три Ju-88A-4 из Gr.5 Bomb., когда их атаковали десять советских истребителей—четыре Як-1, четыре «Спитфайра» и два Ла-5. В ходе боя «Мессершмитт» ведомого получил тяжелые повреждения и повернул обратно. Кантакузино продолжил бой в одиночку и смог сбить два «Спитфайра». К этому времени и его Bf-109G получил несколько попаданий, но все же смог затем дотянуть до аэродрома. Из трех же «Юнкерсов» советским истребителям удалось сбить два.

В июле Кантакузино совершал не только дневные вылеты, но пытался действовать и ночью, чтобы помешать советским ночным бомбардировщикам. Поскольку Bf-109G совершенно не был приспособлен для ночных полетов, немцы посчитали эту затею безумной, и после протестов с их стороны Кантакузино был вынужден прекратить свои ночные полеты.

27 июля 1943 г. «Мессершмитты» Esc.58 Van. должны были сопровождать немецкий самолет-разведчик, однако из-за технических проблем к нужному времени удалось заправить только один истребитель Кантакузино. Прибыв в точку встречи с самолетом-разведчиком, он увидел, что того атакуют три «Яка». Открыв огонь с большой дистанции, Кантакузино заставил их отвернуть. Спустя две минуты он смог оказаться позади ведущего «Яка» и сбить его, после чего остальные два истребителя вышли из боя. На обратном пути Кантакузино смог сбить еще один Пе-2.

В течение 2—5 августа 1943 г. он сбил пять Ил-2 и четыре «Яка», увеличив общее число своих побед до 27.

16 августа стало очень удачным днем для Gr. 7 Van., когда в течение дня румынские пилоты одержали 22 подтвержденных победы и пять вероятных побед. Самым результативным стал сублокотенент Йон Милу, сбивший пять советских самолетов, капитан Кантакузино записал на свой счет два Ла-5 и один Ил-2, а капитан Александру Шербанеску сбил два Ил-2 и, вероятно, еще один штурмовик.

28  августа 1943 г. капитан Кантакузино был награжден немецким Железным Крестом 1-го класса. А спустя два дня пять лучших на тот момент румынских летчиков-истребителей — капитан Шербанеску, капитан Кантакузино, локотенент Тудор Грекеану, сублокотенент Йон Милу и сублокотенент Ион Дикезаре (Ion Dicezare) — были награждены орденом Михая Храброго (Mihai Viteazul) 3-го класса.

Осенью 1943 г. Кантакузино неожиданно тяжело заболел и был сначала отправлен в госпиталь, а затем ему был предоставлен отпуск. Обратно в Gr.7 Van. он возвратился только 10 февраля 1944г. К этому времени группа была отозвана с Восточного фронта и действовала в составе противовоздушной обороны Румынии.

В апреле 1944 г. американские тяжелые бомбардировщики начали налеты на цели на румынской территории, и прежде всего на нефтепромыслы Плоешти. 15 апреля румынские истребители сбили шесть B-24D, один из которых был на счету Кантакузино. К 31 мая, когда Gr.7 Van. была переименована в Gr.9 Van., на его счету было уже 36 побед.

6 июня Кантакузино первому из румынских пилотов удалось сбить американский истребитель Р-51. 15 июля на его счету был еще один «Мустанг», а в начале августа он сбил два Р-38.

18 августа в бою с Р-51 погиб командир Gr.9 Van. капитан Шербанеску, и Кантакузино был назначен командиром группы вместо него.

В течение 22 августа пилоты Gr.9 Van. сбили девять советских самолетов, однако это уже не могло ничего изменить. На следующий день в Бухаресте произошел антифашистский переворот и Румыния объявила о выходе из войны. Однако власти Третьего рейха не хотели так просто смириться и собирались силой привести к власти послушное пронемецкое правительство. Поэтому для обороны Бухареста от возможных налетов Люфтваффе Gr.9 Van. была переброшена на аэродром Леордени, в 70 км юго-западнее Плоешти.

Утром 25 августа шесть Bf-109G-6 во главе с Кантакузино перехватили одиннадцать Не-111 из I./KG4, которые собирались нанести бомбовый удар по румынской столице. В результате капитан Кантакузино сбил три «Хейнкеля», а другие пилоты смогли повредить еще три бомбардировщика. Затем румынские «Мессершмитты» атаковали группу Ju-87D-5 из I./SG2, также приближавшихся к Бухаресту, и сбили один из них.

На следующий день пилоты Gr.9 Van. сбили еще три немецких самолета и уничтожили на земле два транспортных Ju-52. Всего до 31 августа они совершили 41 боевой вылет против немцев, одержав семь подтвержденных и три вероятных победы.

В начале сентября остатки Gr.7 Van. были объединены с Gr.9 Van., после чего последняя некоторое время имела обозначение Gr.7/9 Van. Поскольку капитан Кантакузино, свободно говоривший на английском языке, получил специальное задание, командиром Gr.9 Van. был назначен капитан Лукиан Тома (Lucian Тоша).

Кантакузино было поручено доставить на аэродром Фоджа в Италии подполковника Джеймса Ганна (James A. Gunn), который был самым высокопоставленным среди американских военнопленных в Румынии, а на обратном пути сыграть роль лидера для американских самолетов, которые должны были вывезти в Италию остальных пленных.

На Bf-109G-6 W.Nr. 166133 (бортовой номер 31) капитана Кантакузино был установлен подвесной топливный бак, а американский пилот разместился в фюзеляже. Через два часа и пять минут Кантакузино приземлился на аэродроме Фоджа. Американцы встретили его крайне подозрительно и только после того, как из фюзеляжа «Мессершмитта» вылез невредимый Джеймс Ганн, все стало на свои места.

В Фоджа Кантакузино освоил истребитель Р-51, для чего ему потребовался всего один полет. После этого он продемонстрировал на «Мустанге» американским пилотам такую серию фигур высшего пилотажа, которую не все из них могли выполнить. В то же время его собственный «Мессершмитт» был выведен из строя, когда американцы попытались летать на нем. В результате Кантакузино пришлось возвращаться в Румынию уже на «Мустанге».

В начале сентября Gr.9 Van. в составе 1-го авиакорпуса была переброшена в Южную Трансильванию. Действуя с аэродрома Турнишор, ее пилоты прикрывали румынские бомбардировщики и штурмовики, кроме того, сами наносили удары по наземным целям. Так, 15 сентября на аэродроме около г. Клуж-Напока они уничтожили истребитель Re-2000, транспортный FW-58 и три транспортных планера. В тот же день Gr.9 Van. перебазировалась на аэродром Баломир (Balomir).

18 сентября группа впервые вступила в бой с истребителями Люфтваффе, потеряв один Bf-109G-6, еще один самолет получил повреждения и совершил вынужденную посадку. 25 сентября капитан Тома сбил Ju-188, однако при этом и его «Мессершмитт» был

подбит бортстрелком с немецкого бомбардировщика и врезался в землю. В результате в тот же день капитан Кантакузино, успевший к этому времени совершить уже несколько полетов в Италию, снова был назначен командиром Gr.9 Van.

Всего в сентябре пилоты группы совершили 314 боевых вылетов. В конце осени и в течение зимы 1944 — 45 г. плохая погода над Трансильванией не благоприятствовала действиям авиации. Поскольку наступление советских и румынских войск продолжалось, вслед за ними все дальше на запад перелетала и Gr.9 Van. 14 декабря группа перебазировалась на бывший венгерский аэродром в Мишкольце, а в феврале 1945 г. — на аэродром Лученец (Lucenec), находившийся уже на территории Словакии.

В течение 25 февраля «Мессершмитты» Gr.9 Van. активно поддерживали румынские и советские части, которые вели наступление в районе г. Зволен . В ходе своего пятого в тот день боевого вылета капитан Кантакузино обнаружил «восьмерку» немецких FW-190F-8, которая штурмовала позиции советских войск. Атаковав, он сбил один «Фокке-Вульф», после чего остальные спешно покинули этот район. Чтобы получить затем официальное подтверждение своей новой победы, Кантакузино решил установить точное место падения немецкого самолета.

Кантакузино и его ведомый адъютант Тражан Дыржан (Trajan Darjan) настолько были заняты поисками сбитого «Фокке-Вульфа», что совершенно потеряли бдительность. Воспользовавшись беспечностью румынских пилотов, их атаковала пара Bf-109G-6 во главе с командиром 17JG53 гауптманом Гельмутом Липфертом. Первым был сбит Дыржан, при этом он стал жертвой Липферта, который когда-то был его инструктором и учил летать на «Мессершмитте». Дыржан был буквально изрешечен 13-мм пулями, и его самолет упал около румынских позиций. Тем временем ведомый Липферта сбил Кантакузино, который даже не успел заметить, что произошло с его собственным ведомым. В отличие от Дыржана ему повезло — он остался жив и вскоре на автомашине, принадлежавшей румынской пехотной дивизии, вернулся в свою группу.

С наступлением весны погодные условия улучшились, что позволило Gr.9 Van. увеличить количество боевых вылетов. Только за первые три дня апреля группа выполнила 69 вылетов и в последующие дни ежедневно совершала по 14— 15 вылетов. 7 апреля Gr.9 Van. перебазировалась в Зволен, а с 13 апреля действовала с аэродрома Бодин (Bodin).

Всего в течение апреля 1945 г. пилоты Gr.9 Van. совершили 225 боевых вылетов. В основном они поддерживали свои части, нанося штурмовые удары по немецким позициям. Им уже больше не пришлось встретиться в бою с самолетами Люфтваффе, и потому Bf-109K, сбитый 25 февраля адъютантом Никоарэ, стал последней победой румынских пилотов в ходе Второй мировой войны.

С 6 мая «Мессершмитты» Gr.9 Van. действовали в районе Праги. 9 мая капитан Кантакузино вместе со своим ведомым локотенентом Добраном прикрывал самолет-разведчик IAR-39, который разбрасывал пропагандистские листовки над местами расположения остатков немецких частей.

Свой последний боевой вылет в ходе Второй мировой войны пилоты Gr.9 Van. совершили 11 мая 1945 г. Звено Bf-109G-6 прикрывало румынские бомбардировщики, которые атаковали в районе Пльзеня отказывавшиеся сдаваться части 1-й дивизии РОА.

Всего с 25 августа 1944 г. по 12 мая 1945 г. в ходе боевых действий против Третьего рейха и его союзников самолеты 1-го авиакорпуса совершили 8542 боевых вылета. За это время румынскими истребителями и зенитной артиллерией был сбит 101 немецкий и венгерский самолет. При этом 7 мая румынские зенитчики одержали свою 1110-ю и последнюю в ходе Второй мировой войны победу, когда 147-я батарея сбила один из немецких самолетов, атаковавших аэродром в Брно.

Всего в ходе Второй мировой войны капитан Кантакузино совершил 608 боевых вылетов. Сбив 45 самолетов и набрав 56 очков, он стал лучшим румынским асом. Еще 11 его побед не имеют официального подтверждения.

По окончании войны Кантакузино демобилизовался и вернулся на свою прежнюю работу в авиакомпанию LARES. После того как 30 декабря 1947 г. к власти в Румынии пришли коммунисты, вся частная собственность была конфискована, большинство представителей старого режима и все несогласные с новым были отправлены в тюрьмы. Кантакузино потерял все свое состояние и имущество, и из-за страха за свою дальнейшую судьбу от него ушла жена.

В1948 г. Кантакузино удалось покинуть Румынию и перебраться сначала в Италию, а затем в Испанию. Там при помощи румынской диаспоры он смог собрать деньги на покупку легкого спортивного самолета, чтобы затем зарабатывать себе на жизнь, выступая в различных авиашоу.

Константин Кантакузино умер 26 мая 1958 г. в возрасте 52-х лет. По одним данным, он скончался после неудачной хирургической операции, а по другим сведениям — разбился во время полета на своем самолете

                                                                              Картинка

Источники, которые были использованы при подготовке материала о знаменитом румынском летчике Второй мировой войны Кантакузино Константин (Constantin Cantacuzino):

  • Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Венгрия. Румыния. Болгария. Хорватия. Словакия. Испания - М.: ACT, 2002 г.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!