Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Баширотто Джан-Лино (Gian-Lino Baschirotto)


Страна: Италия
Даты жизни:15 августа 1914 г. - 1986 г.
Звание: колонелло
Авиачасть: 88° Squadr. 6° Gr. 1° Stormo СТ. 
Воздушные победы: 5
Награды: Серебряная медаль за военную доблесть (4), Бронзовая медаль за военную доблесть, немецкий Железный Крест 2-го класса

Баширотто Джан-Лино - итальянский ас Второй МировойЭто был единственный итальянский летчик-истребитель, сумевший стать асом как в ходе гражданской войны в Испании, так и во время Второй мировой войны.

Джан-Лино Баширотто родился 15 августа 1914 г. в г. Монтаньяна (Montagnana), в 37 км юго-западнее Падуи. С самого раннего детства он мечтал о полетах и потому, достигнув необходимого возраста, сразу же начал посещать авиашколу на аэродроме Кампоформидо, в 90 км северо-восточнее Венеции. Успешно завершив курс летной подготовки, Баширотто получил лицензию пилота частного самолета.

В 1935 г. он поступил на службу в Реджиа Аэронаутику и был направлен на аэродром Авиано, в 74 км севернее Венеции, где прошел обучение в качестве летчика-истребителя. Вместе с лицензией военного летчика Баширотто получил звание серженте и назначение в 88° Squadr. 6° Gr. 1° Stormo СТ. Надо сказать, что 1° Stormo СТ. был старейшим истребительным полком в Реджиа Аэронаутика и считался своеобразной «академией высшего пилотажа», и потому получение назначения в него для молодого пилота рассматривалось как редкая привилегия.

В августе 1936 г. Баширотто в числе первых итальянских летчиков-истребителей решил добровольцем отправиться в Испанию на помощь националистам во главе с генералом Франко. 27 августа он под псевдонимом Эдуардо Гири на корабле прибыл в порт Вито и в начале сентября вошел в 1° Squadr. СТ. под командованием капитано Винченцо Дегуаля.

Баширотто провел в Испании восемнадцать месяцев и одержал пять личных и шесть групповых побед. За свои успехи он был награжден двумя Серебряными и одной Бронзовой медалями за военную доблесть.

В феврале 1938 г. Баширотто вернулся в Италию и продолжил службу в составе 88° Squadr. 6° Gr. 1° Stormo СТ. К этому времени эскадрилья, как и вся группа, базировалась на аэродроме Катания, на западном побережье Сицилии. 1 февраля 1939 г. она первой в Реджиа Аэронаутика получила новые истребители С.200.

Сразу после того, как 10 июня 1940 г. Италия вступила во Вторую мировую войну, эскадрилья начала участвовать в налетах на Мальту. 16 июня С200 из 6е Gr. атаковали над островом одиночный «Си Гладиатор». Согласно итальянским данным, совместными усилиями девяти пилотов, среди которых был и Баширотто, имевший к этому моменту уже звание марешиалло, английский истребитель был сбит. Фактически же «Си Гладиатор» смог благополучно вернуться на свой аэродром.

В июле 1941 г. 1° Stormo был отозван на аэродром Кампоформидо, в 90 км северо-восточнее Венеции. Там полк получил новые истребители С.202 и после непродолжительной переподготовки был сразу же переброшен в Ливию.

В течение почти двух лет интенсивных боевых вылетов сначала над Мальтой, а затем в Северной Африке марешиалло Баширотто не одержал ни одной личной победы. Тем не менее в апреле 1942 г. он был в числе итальянских пилотов, которым командующий танковой армией «Африка» генерал-оберст Эрвин Роммель вручил Железные Кресты 2-го класса.

Однако уже вскоре Баширотто на практике подтвердил свою квалификацию летчика-истребителя. Сначала 25 мая в ходе боев в районе Эйн-эль-Газала — Бир-Хахейм — Тобрук он сбил сразу два Р-40, а затем 10 июня в том же районе — еще два «Харрикейна».

К концу июля 1942 г. пилоты 1° Stormo одержали в Северной Африке в общей сложности 125 побед. Однако в ходе интенсивных боев полк понес большие потери и потому для отдыха и пополнения был сначала отозван на о. Пантеллерия, а затем переброшен на аэродром Декимо на Сардинии.

В начале 1943 г. С.202 из 6° Gr. прикрывали с воздуха итальянские и немецкие конвои, шедшие в Тунис и обратно. 31 января в ходе одного из таких вылетов итальянский ас, летавший тогда на С.202 «88 - 9», сбил над Средиземным морем двухмоторный английский «Бьюфайтер».

Весной 6е Gr. была оснащена новыми истребителями C.205V и участвовала в боях в районе Сицилии. 20 апреля после боя над Пантеллерией на счет Баширотто был записан один «Спитфайр». Правда, надо отметить, что эта победа не подтверждается данными RAF о своих потерях. Итальянские пилоты заявили о пятнадцати сбитых самолетах, но фактически в том бою англичане не потеряли ни одного истребителя. Со своей стороны, летчики RAF претендовали на одиннадцать побед, в то время как реальные потери Реджиа Аэронаутики составили только три самолета.

Вечером 8 июня северо-западнее Пантеллерии C.205V из 6° Gr. встретились с группой «Спитфайров». В ходе боя Баширотто совместными усилиями с тененте Леврини (Levrini), тененте Затти (Zatti), соттотененте Сгорбати (Sgorbati) и серженте Саяни (Saiani) сбил один английский истребитель.

Когда 8 сентября 1943 г. Италия капитулировала перед союзниками, 6° Gr. находилась на аэродроме Кампоформидо, в 90 км северо-восточнее Венеции. Она была отозвана туда еще 24 июня после больших потерь, понесенных в боях над Сицилией. 13 октября страна снова вступила в войну, но теперь уже на стороне антигитлеровской коалиции, в то время как созданная в Ломбардии Итальянская Социалистическая Республика во главе с Муссолини выступила на стороне Третьего рейха. Однако Баширотто остался в стороне от всех этих событий и больше уже не участвовал в боевых действиях.

В 1940 - 1943 гг. итальянский ас в ходе боевых вылетов налетал свыше тысячи часов. В дополнение к наградам, полученным за бои в Испании, он был награжден еще двумя Серебряными медалями за военную доблесть и немецким Железным Крестом 2-го класса.

После окончания Второй мировой войны Баширотто продолжал службу в новых итальянских ВВС и стал одним из основателей первой пилотажной группы в их составе. Группа была оснащена истребителями «Спитфайр». Затем летчик освоил все типы реактивных истребителей, поступавших на вооружение ВВС Италии, а в 1970 г. вышел в отставку в звании колонелло.

Скончался Джан-Лино Баширотто в 1986 г. в г. Виченца.

                                                                       Картинка

Источники, которые были использованы при подготовке материала о знаменитом итальянском летчике Второй мировой войны Баширотто Джан-Лино (GianLino Baschirotto):

  • Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны. Союзники Люфтваффе: Италия - М.:АСТ, 2003 г

 

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!