Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Планер-автожир Фокке-Ахгелис Fa 330

В 1942 г. для ведения разведки и проводки подводных лодок или надводных кораблей фирма «Фокке-Ахгелис» разработала буксируемый на тросе одноместный автожир Fa 330 «Bachstelze» («Трясогузка»). Конструкция его была чрезвычайно проста: продольная труба, усиленная в передней части фермой с закрепленным на ней сиденьем летчика, хвостовым оперением и небольшой приборной доской впереди и вертикальная труба с несущим трехлопастным винтом и парашютом. Хвостовое оперение, изготовленное из труб и обшитое тканью, состояло из стабилизатора и киля с рулем направления. Лопасти винта имели трубчатый лонжерон, фанерные нервюры и носок, тканевую обшивку. Весь силовой каркас аппарата был выполнен из стали.

Для взлета и посадки на палубу были предусмотрены стальные быстросъемные полозья. В особых случаях, например при эксплуатации аппарата на суше, могло быть установлено колесное шасси. Управление аппаратом осуществлялось с помощью ручки и педалей, как и на самолете. На приборной доске располагались указатели скорости, числа оборотов винта и высотомер.

На подводной лодке автожир хранился в разобранном виде в двух вертикальных цилиндрических контейнерах с внутренним диаметром 600 мм. Сборка аппарата перед полетом осуществлялась на стартовой площадке за 7—8 минут. Перед полетом летчик вручную раскручивал несущий винт с помощью пускового троса. При достижении необходимой скорости, слагавшейся из скорости подводной лодки и скорости ветра, аппарат взлетал, разматывая с лебедки буксировочный трос (подобно воздушному змею). При длине буксировочного троса 300 м и полете со скоростью 35 км/ч автожир поднимался на высоту 100 м, а со скоростью 80 км/ч — на 220 м. При этом горизонт просматривался на расстоянии около 35 и 53 км соответственно.

Во время полета между аппаратом и лодкой поддерживалась телефонная связь. Имелись три пункта связи, распределенные между летчиком, оператором лебедки и командиром подводной лодки. После окончания наблюдения летательный аппарат подтягивался до стартовой площадки. В случае необходимости аппарат во время полета мог освободиться от троса и произвести свободную посадку. При неполадках в полете можно было сбросить винт, нажав для этого аварийный рычаг, находившийся над головой летчика, и отцепить трос. После этого летчик спускался вместе с летательным аппаратом на парашюте, который обеспечивал безопасное снижение с минимальной высоты 40 м. На лебедке предусмотрели приспособление, которым можно было отрезать трос в случае аварии.

Всего до конца войны на фирме «Везерфлюгцойгбау» под Бременом построили 200 экземпляров автожира Fa 330. Первый серийный автожир использовали на подводной лодке в Южной Атлантике в середине 1942 г., а с февраля следующего года аппаратами Fa 330 оснащались подводные лодки Тип IXD2, действовавшие на Дальнем Востоке. Однако в боевом применении автожир иногда доставлял большое неудобство — лодка не могла осуществить экстренное погружение, если автожир находился в полете. По этой причине Fa 330 был непопулярен у подводников, его применяли только там, где противник имел мало противолодочных сил. В таких условиях использование автожира было более полезным и более безопасным.

Характеристики автожира Fa 330:

экипаж — 1 человек,
длина автожира — 4,47 м,
высота — 1,67 м,
диаметр несущего винта — 7,3 м,
вес пустого — 75 кг,
полетный — 175 кг,
диапазон полетных скоростей (путевая скорость лодки + ветер) — 35— 80 км/ч.

 

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!