Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Советская авиация до начала ВОВ

В феврале 1936 г. во время выборов, прошедших в обнищавшей, отсталой Испании, к власти пришел левый Народный фронт, а спустя пять месяцев националистические силы, поддержанные новыми фашистами, подняли открытый мятеж, начав гражданскую войну, которая продолжалась около трех лет.

Обращения за помощью предоставили как левым, так и правым диктаторам идеальную возможность испытать новое вооружение, созданное их промышленностью, а военнослужащим, в частности летчикам, приобрести ценный опыт ведения реальных боевых действий. Гитлер и Муссолини оказывали поддержку националистическим вооруженным силам генерала Франко; Сталин же посылал оружие, летчиков, танкистов и советников для помощи войскам республиканского правительства. Первые советские добровольцы оказались на Иберийском полуострове осенью 1936 г., затем их становилось все больше.

Первый воздушный бой с участием советских летчиков произошел 5 ноября 1936 г., а вскоре число боев значительно возросло. Общее командование осуществлял Е.С. Птухин, а истребителями командовал Я.В. Смушкевич (в Испании он был известен как «генерал Дуглас»). В течение войны в Испании в боевых действиях приняли участие свыше 2000 советских добровольцев, в том числе 772 летчика, из которых 160 человек были истребителями. Позднее 35 из них были удостоены звания Героя Советского Союза, первым 11 летчикам звания были присвоены 31 декабря 1936 г.

В Испании прославились несколько летчиков, в том числе Павел Рычагов, Анатолий Серов, Лев Шестаков, Сергей Грицевец, Владимир Бобров и Сергей Денисов. Первый таран в истории ВВС Красной армии совершил над Мадридом Павел Путиков, первую победу в ночное время одержал 26 июля 1937 г. М.Н. Якушин, а следующей ночью отличился его командир — Анатолий Серов (в обоих случаях над Мадридом был сбит бомбардировщик «Юнкере» Ju 52/3m).
Во время войны происходила регулярная замена советских пилотов, чтобы они получили как можно больше опыта, аналогичная практика была принята и в люфтваффе — немецкие добровольцы воевали в Испании в составе легиона «Кондор». Некоторые советские добровольцы после возвращения домой быстро продвигались по службе, что в значительной мере объяснялось чисткой среди высших офицеров, которую в это время начал Сталин. Поэтому многие из тех, кто воевал в Испании, после начала немецкого вторжения в июне 1941 г. стали полковниками и даже генералами.

Через год после прибытия первых советских добровольцев в Испанию они, начиная с октября 1937 г., стали появляться и в Китае. Первый бой против японцев с участием советских летчиков состоялся 21 ноября над Нанкином, когда семь самолетов И-16 атаковали группу из 20 японских самолетов, было сбито два бомбардировщика и один истребитель, причем без потерь. Большого успеха удалось добиться 18 февраля 1938 г. над Вуханом: было одержано 12 побед при трех потерях, причем А.С. Благовещенский и Д.А. Кудимов сбили по истребителю («Накаджима» Ki 27). Однако день главной победы в Китае был еще впереди: 29 апреля 1938 г. за 30 минут боя над Ханчжоу советские летчики сбили 21 самолет из группы, в которую входило 54 бомбардировщика и истребителя, потеряв 5 самолетов. В этом бою особо отличились Благовещенский, Г.Н. Захаров, ветераны войны в Испании Григорий Кравченко и Сергей Грицевец. Было такое ощущение, что японцы пережили это поражение с особой остротой, поскольку бой произошел в день рождения их императора.

Добровольцы воевали в Китае более двух лет, за это время в стране сменилось в общей сложности около 700 человек летного и наземного составов. Последнюю победу, по-видимому, одержал Константин Кок-кинаки 10 января 1940 г. Среди тех, кто вернулся домой, наибольших успехов добились Антон Губенко, Благовещенский, Степан Супрун, Кравченко, Козаченко и Д.А. Кудимов. Однако в Китае погибли более 200 летчиков — такова была цена за приобретенный боевой опыт; это отражало и мастерство японских пилотов-истребителей, которым противостояли советские летчики.

Летом 1938 г. на Дальнем Востоке произошел еще один военный конфликт, однако он продолжался не более двух недель. В период с 29 июля по 11 августа происходили столкновения между японской Квантунской армией и Красной армией на озере Хасан, вблизи от советско-маньчжурской границы. В советских войсках насчитывалось 70 истребителей и 18 бомбардировщиков, однако воздушных боев, судя по всему, тогда не было.
Начиная с 1933 г. подразделения ВВС находились в Монголии, когда начались бои с Японией — на реке Халхин-Гол, вдоль границы с Маньчжурией. Здесь находился 73-й отдельный истребительный авиаотряд под командованием В.А. Судеца (позднее он возглавил 17-ю воздушную армию). Первые бои произошли 11 мая 1939 г., а на следующий день Красная армия начала боевые действия в соответствии с советско-монгольским договором о взаимной безопасности. Во время начальной фазы операции вперед были выдвинуты 22-й истребительный авиационный полк (ИАП) (командир — майор Н.Г. Гла-зыкин) и 70-й ИАП (майор В.М. Забалуев), а затем — 56-й и 19-й ИАП.

Во время этого конфликта были впервые применены реактивные снаряды РС-82, майор Н.И. Звонарев 20 августа 1939 г. с их помощью сбил два истребителя «Накаджима» Ki 27, хотя эти снаряды относились к классу «воздух — земля». К этому времени ВВС в данном районе имели 515 самолетов, в том числе 311 — типа И-153 и И-16.
Бои продолжались до 14 сентября 1939 г.; за это время было одержано 589 воздушных побед, потери составили 207 самолетов (среди них — 160 истребителей), погибли 211 летчиков. Несколько раз пилоты, у которых кончался боезапас, шли на таран; первую такую атаку провел 20 июля Витт Скобарихин. 3 августа, применив таран, сбил японский бомбардировщик капитан Виктор Кустов, летчик 56-го ИАП, во время выполнения тарана он погиб. На следующий день другой пилот 56-го ИАП, лейтенант Александр Мошин, сначала сбил самолет над горами Ханов-Дабан, затем протаранил еще один самолет и благополучно приземлился на своем аэродроме. Всем троим было присвоено звание Героя Советского Союза.

Наибольших успехов во время этого конфликта добились капитан Николай Жердев, командир эскадрильи 70-го ИАП, и Виктор Рахов: каждый из них сбил по 14 самолетов. Сергей Грицевец сбил 11 самолетов и прославился благодаря тому, что спас своего командира, который совершил вынужденную посадку на вражеской территории; Григорий Кравченко и Николай Гринев сбили по 10 самолетов.

Эта необъявленная война завершилась договором, который был подписан 15 сентября 1939 г., после чего Советский Союз наконец получил возможность свести старые счеты с Польшей. По договору с Германией советские войска вторглись в Восточную Польшу через две недели после нападения на нее с запада сил вермахта и люфтваффе. Произошло несколько столкновений, но зарегистрировано лишь два воздушных боя, в них погибли четыре советских летчика.

Эти вялые боевые действия были провозглашены советской пропагандой как «операция по освобождению Западной Украины и Западной Белоруссии». В ней приняло участие несколько советских авиасоединений, в том числе 25-й ИАП. Среди летчиков оказалось несколько будущих Героев Советского Союза, в том числе Василий Мациевич, Георгий Прокопенко и Николай Свитенко, ветеран Испании. Оккупация Польши завершилась 25 сентября 1939 г.
Следующих военных действий Советского Союза пришлось ждать недолго: 30 ноября 1939 г. было совершено нападение на Финляндию с целью захвата территории, которая была якобы необходима для защиты Ленинграда. Финские воздушные силы насчитывали около 145 самолетов, из которых боеспособными были 114; им противостояло свыше 600 самолетов советских ВВС, в том числе около 230 истребителей. Во время начавшейся войны финнам удалось приобрести еще 140 самолетов, так что после окончания боев у них еще оставалось 196 самолетов.
В то же время советская пропаганда утверждала, что было сбито 362 финских самолета, а собственные потери составили 261 самолет и 321 убитый летчик. Сначала в войне участвовала авиация Балтийского флота и ПВО Ленинградского военного округа. В состав Балтийского флота входила 61-я авиабригада, включавшая 13-й ИАП КБФ и две особые-истребительные авиаэскадрильи (ОИАЭ) — 12-ю и 13-ю. Сражалась с финнами и 59-я авиабригада ВВС, включавшая 7-й и 25-й ИАП, и 54-я авиабригада, в которую входил 44-й ИАП. Поддержку наземным войскам обеспечивали приданные им авиационные соединения — 19-й, 26-й и 49-й ИАП, к которым позднее присоединились 4-й, 15-й, 23-й, 38-й, 145-й, 147-й, 152-й и 153-й ИАП.

Наибольших успехов добились советские летчики Иосиф Гейбо, Петр Козаченко, Василий Найденко и Григорий Соколов, каждый из которых одержал по четыре победы. Все эти пилоты уже имели боевой опыт, приобретенный в предыдущих сражениях. Некоторые из тех, кто получил первое боевое крещение, впоследствии прославились во время Великой Отечественной войны — Виктор Талалихин и будущий дважды Герой Советского Союза Сергей Луганский.

По мирному договору с финнами, подписанному в марте 1940 г., к Советскому Союзу отошла та территория, которой он добивался. В течение трех дней, с 15 по 17 июня, были оккупированы Эстония, Латвия и Литва, а 28 июня от Румынии были отторгнуты Бессарабия и Северная Буковина. После этого в Советском Союзе наступил мир, который продолжался целый год — в течение этих 12 месяцев усваивались уроки, полученные начиная с 1936 г., а также производилась замена устаревшей материально-технической части ВВС более современной.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!