Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Добран Ион (Ion Dobran)


Страна: Румыния
Даты жизни: 5 февраля 1919 г. -
Звание: локотенент-командор
Авиачасть: Esc.48 Van.
Боевые вылеты: 340
Воздушные победы: 10

Добран Ион - румынский ас Второй Мировой Он был последним ведомым командира Gr.9 Van. капитана Александру Шербанеску.

Ион Добран родился 5 февраля 1919 г. в местечке Валени Подгория (Valeni Podgoria). После окончания гимназии в Бухаресте он сначала поступил в военное училище в г. Тыргу-Муреш (Targu Mures), а затем 10 мая 1941 г. — в офицерскую летную школу в Бухаресте.

В октябре 1941 г. сублокотенент Добран прибыл в истребительную авиашколу на аэродроме Гимбав, в 7 км западнее Брашова. После завершения летной подготовки он был включен в Esc.48 Van., базировавшуюся на аэродроме Пипера. Эта эскадрилья вместе с Esc.47 Van. входила в Gr.9 Van. локотенент-командора Георге Боркеску (Gheoghe Borcescu), сформированную 19 апреля 1942 г., и была оснащена истребителями IAR-80A.

В марте 1943 г. группа была направлена в Тирасполь, где прошла переподготовку на немецкие истребители Bf-109G. В августе того же года она начала постепенно менять Gr.7 Van., действовавшую на Восточном фронте.

14 августа первые десять пилотов Gr.9 Van., среди которых был и Ион Добран, прибыли на Восточный фронт. Уже на следующий день он совершил свой первый боевой вылет, а 6 сентября Добран одержал и свою первую победу, сбив один из Ил-2, атаковавших аэродром Gr.7 Van.

25 сентября румынские «Мессершмитты» сопровождали Ju-87D-3 из Gr.3 Bomb., когда их атаковали «Яки». В ходе завязавшегося боя Добран смог поймать в прицел один из советских истребителей. После серии прямых попаданий 20-мм снарядов одна плоскость «Яка» разлетелась на куски, и Добран одержал свою вторую победу.

В течение сентября — октября на Восточный фронт прибыли и остальные пилоты Gr.9 Van. 23 октября 1943 г. Gr.7 Van. была отозвана в Румынию, но при этом четырнадцать ее лучших пилотов, среди которых был и капитан Шербанеску, остались на фронте и перешли в Gr.9 Van. С этого времени Добран стал летать в качестве ведомого Шербанеску, который затем 13 февраля 1944 г. был назначен командиром группы.

26 февраля в ходе уже своего третьего в тот день боевого вылета пара Шербанеску — Добран в районе Кривого Рога встретила шесть «Яков». Первая атака Шербанеску оказалась неудачной, но Добран «исправил» его ошибку, сбив «Як» короткой очередью. Мгновенно атаковав другой советский истребитель, Шербанеску уже не промахнулся.

В марте 1944 г. Добрану было присвоено звание локотенента. К этому времени линия фронта уже вплотную подошла к границам Румынии, и в апреле Gr.9 Van. уже действовала с аэродрома Текуч, в 25 км северо-восточнее г. Фокшани.

11 апреля в ходе своего первого боя над румынской территорией Добран сбил Як-7, а 17 апреля на его счету был Ил-2.

11 мая шесть Bf- 109G из Gr.9 Van., обнаружив в ходе вылета на «свободную охоту» несколько Ла-5, атаковали их с пикирования. Из-за большой скорости Добран не успел точно прицелиться, и выпущенные им снаряды прошли мимо. В тот же день в ходе второго вылета румынские пилоты снова встретились с Ла-5, но на этот раз Добран не промахнулся, сбив один из них.

30 мая Добран, вылетев в паре с капитаном Кантакузино, сбил еще один Ил-2.

6 июня 1944 г. «Мессершмитты» Gr.9 Van. впервые вступили в бой с американскими самолетами. Добран с тремя другими пилотами — Мукеникой, Сенчеа (Senchea) и Симионеску (Simionesku) — играл в бридж, когда прозвучал сигнал тревоги. Все произошло настолько быстро, что, только увидев соединение американских бомбардировщиков, Добран понял, что он оторвался от остальных пилотов своей группы и оказался один. Внизу под собой он заметил четыре самолета и первоначально принял их за Bf-109G из Esc.56 Van. Однако, когда они приблизились, он понял, что это американские Р-51, которые летели совершенно спокойно, словно на параде. Добран спикировал и обстрелял крайний правый «Мустанг», за которым сразу же потянулся дымный след. Остальные три истребителя мгновенно разошлись в разные стороны. Затем Добран попытался приблизиться к бомбардировщикам, но сам был атакован теми тремя «Мустангами». Энергично маневрируя, ему удалось оторваться от двух из них, но пилот третьего Р-51 все же сбил его.

26 июля 1944 г. стало «черным днем» в истории Gr.9 Van. В тот день командир группы капитан Шербанеску вместе с капитаном Кантакузино находился в Бухаресте и обязанности командира исполнял капитан Георге Попеску-Киокэнел. Неожиданно поступило сообщение, что в районе городка Бырлад, расположенного в 69 км северо-восточнее г. Фокшани, обнаружена группа из двадцати американских бомбардировщиков, летевшая без истребительного прикрытия. В воздух сразу поднялись 16 «Мессершмиттов» во главе с капитаном Попеску. Однако, как оказалось, сообщение было неточным, и бомбардировщики сопровождали около 80 истребителей Р-38 и Р-51.

В ходе ожесточенного боя румынским пилотам удалось сбить одиннадцать «Лайшингов», но при этом Gr.9 Van. понесла тяжелые потери—сразу семь «Мессершмиттов». Погибли адъютанты Эмиль Былан, Павел Туркану (Pavel Turcanu) и Александру Эконому (Alexandru Economu). Еще трое пилотов — капитан Попеску, адъютанты Иоан Мукеника и Андрей Радулеску (Andrei Radulescu) — получили тяжелые ранения. При этом от полученных ран капитан Попеску 10 августа скончался в госпитале. И только один Добран, чей истребитель тоже был сбит, не получил ни царапины. В одном бою Gr.9 Van. потеряла четырех своих асов. Мукеника успел одержать 24 победы, Попеску — 12, Былан — 10 и на счету Радулеску было 7 побед.

18 августа в бою с американскими истребителями погиб капитан Шербанеску, и Добран стал летать в паре с новым командиром Gr.9 Van. капитаном Кантакузино.

23 августа 1944 г. в Бухаресте произошел антифашистский переворот, и ранним утром 25 августа Не-111 из I./KG4 вместе с Ju-87 из I./SG2 попытались нанести удар по румынской столице. Пилоты Gr.7 Van. и Gr.9 Van. получили приказ прикрыть город, и Добрану удалось сбить один «Хейнкель», который стал его десятой и, как затем оказалось, последней победой.

8 сентябре 1944 г. Gr.9 Van. участвовала в боях в Трансильвании. 15 сентября «Мессершмитты» группы атаковали аэродром в г. Клуж-Напока, на котором базировались венгерские самолеты, и Добран смог уничтожить на земле истребитель Re.2000.

9 мая 1945 г. Добран совершил свой последний вылет. В паре с капитаном Кантакузино он прикрывал самолет-разведчик IAR-39, сбрасывающий пропагандистские листовки.

Всего в ходе Второй мировой войны Ион Добран совершил 340 боевых вылетов и участвовал в 64 воздушных боях. Он одержал десять побед и еще один самолет уничтожил на земле, но при этом сам три раза был сбит.

После окончания войны Добран продолжал служить в румынской авиации. 13 марта 1946 г. ему было присвоено звание капитана, а 7 июня 1950 г. он получил звание локотенент-командора. В 1952 г. Добран, как бывший офицер королевской румынской армии, был уволен со службы и, чтобы заработать себе на жизнь, начал работать токарем на заводе «Timpuri Noi».

В 1954 г. удача неожиданно улыбнулась ему, и Добран снова начал летать, правда, на этот раз уже в гражданской авиации. Он стал пилотом румынской авиакомпании TAROM, в которой затем и работал до выхода на пенсию в 1963 г.

Так пилот в итоге пришел к необходимости выбрать спокойную жизнь и мирном жилище www.svoydom.ru

                                                                           Картинка

Источники, которые были использованы при подготовке материала о знаменитом румынском летчике Второй Мировой войны Ионе Добран (Ion Dobran):

 

  • Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Венгрия. Румыния. Болгария. Хорватия. Словакия. Испания - М.: АСТ, 2002 г.

 

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!