Военная авиация
поиск меню
Права без авто школы можно приобрести на https://prava-srochno.ru/ официально и без лишней суеты.
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Циприх Франтишек (Frantisek Cyprich)


Страна: Словакия
Даты жизни: 1 октября 1917 г. -
Звание:  поручик
Авиачасть: 13.(Slow)/JG52 
Воздушные победы: 17

 Циприх Франтишек- словацкий ас Второй МировойФрантишек Циприх родился 1 октября 1917 г. в местечке Сврциновец (Svrcinovec).

После завершения летной подготовки он начал службу в чехословацкой военной авиации, а затем вступил в словацкую авиацию. В марте 1939 г., летая на истребителе Avia В-534, Циприх принимал участие в венгеро-словацком пограничном конфликте.

В конце июня 1941 г. в составе 13-й истребительной эскадрильи он прибыл на Восточный фронт. После того как 15 августа эскадрилья была отозвана в Словакию, Циприх остался на фронте, перейдя в 12-ю эскадрилью.

Весной 1942 г. он прошел переподготовку на Bf-109Е и в октябре того же года в составе 13.(Slow)/JG52 вернулся на Восточный фронт.

Свою первую воздушную победу Циприх одержал 18 января 1943 г., а 30 апреля, сбив ЛаГГ-3, записал на свой счет уже 10-ю победу. В течение 4 мая Циприх сбил два ЛаГГ-3, а 20 июня —два Як-1. 30 июня 1943 г., сбив очередной ЛаГГ-3, он одержал свою 15-ю и последнюю победу на Восточном фронте.

При этом надо отметить, что только восемь его побед имели точное подтверждение, а остальные семь были отнесены к разряду вероятных.

В начале июля 1943 г. Циприх вернулся с Восточного фронта и был назначен инструктором в летную школу, располагавшуюся тогда на аэродроме Три Дуба.

29 августа 1944 г. началось Словацкое народное восстание, и Циприх стал летать в смешанной эскадрилье (Kombinovana letka), которая была образована на аэродроме Три Дуба. В ее составе было два старых Bf-109E-4 — W.Nr.2787 и W.Nr.5244. При этом боевая ценность этих самолетов была низкой не только из-за их почтенного возраста, но также и из-за нехватки боеприпасов и запчастей.

Первый боевой вылет на них в рамках Словацкого народного восстания состоялся 30 августа 1944 г., когда Циприх на Bf-109E-4 W.Nr.5244 вылетел на разведку в район Жилина — Поважска-Бистрица (Povazska Bystrica). Приземлившись на аэродроме Жилина, он от местных жителей узнал, что в городской синагоге разместился немецкий штаб, а около нее стоит много автомобилей. Циприх фазу поднялся в воздух и, обстреляв автомашины, зажег несколько из них. Затем он атаковал немецкие части на железнодорожной станции Горни Гришов (Horny Hricov) и, израсходовав все боеприпасы, благополучно вернулся на аэродром Три Дуба. Как оказалось, это был его последний боевой вылет на этом «Мессершмитте».

31 августа около 18.00 семь немецких Ju-88A под прикрытием трех Bf-109G-6 совершили первый налет на аэродром Три Дуба. Поскольку аэродром не имел сильной противовоздушной обороны, пилоты «Юнкерсов» смогли без особых помех сбросить бомбы на стоянку самолетов, которую затем обстреляли и «Мессершмитты». В результате были уничтожены четыре самолета — Letov S-328, FW-58, SM.84bis и Bf-109E-4 W.Nr.52442, а еще два — SM.84bis и Avia В-534 — получили повреждения.

Словацкие пилоты получили их еще 02.07.1942 г. на аэродроме Каруп-Грёве в Дании, а затем использовали в боях на Восточном фронте в составе 13.(Slow)/JG52. После того как эскадрилья была оснащена Bf-109F/G, оставшиеся Bf-109Е летом 1943 г. перегнали в Словакию, где затем оба этих истребителя были переданы в авиашколу.

2 сентября 1944 г. Циприх должен был облетать самолет Avia В-534 с бортовым номером 217, который был восстановлен на аэродроме Три Дуба. Выполнив короткий испытательный полет, он уже собирался совершить посадку, когда увидел, что наземный персонал аэродрома бежит к укрытиям. Это означало, что к аэродрому приближается вражеский самолет. В этом не было ничего необычного, так как немецкая авиация практически ежедневно атаковала аэродром, кроме того, ежедневно в районе Три Дуба пролетали и транспортные Ju-52. Поскольку нельзя было предугадать, какой самолет приближается к аэродрому—бомбардировщик или транспортный — наземный персонал каждый раз прятался в укрытиях.

Так как Avia В-534 не был оснащен рацией, Циприх попробовал найти вражеский самолет самостоятельно, но в небе вокруг было пусто. Циприх решил, что упустил противника и потому приземлился на краю аэродрома, где в траншеях укрывался наземный персонал. Едва он совершил посадку, как вдали в небе появилась точка—вражеский самолет. Циприх снова взлетел и направился к нему.

Победа, одержанная Циприхом, была не только первой воздушной победой в ходе Словацкого восстания, но, вероятно, и последней в мире победой, которую одержал пилот, летавший на биплане. После посадки Циприх отправился с докладом к полковнику Сингловицу (Singlovic) и был очень удивлен, когда тот встретил его довольно холодно. Полковник задал ему только один вопрос: «Почему Вы не заставили приземлиться его на нашем аэродроме?»

Циприх понял, что полковник был прав. Поскольку «Юнкерс» был безоружен, сделать это было не очень трудно. Этот самолет мог пригодиться восставшим, а теперь после вынужденной посадки в районе Баска Быстрины он превратился в бесполезную груду металла.

Ju-52/3m, сбитый Циприхом, принадлежал венгерской авиакомпании MALERT. Его пилот лейтенант Дьёрдь Дах (Gyorgy Gach) затем после войны вспоминал:

«1 сентября 1944 г. я на Ju-52 вылетел из Коложвара в Будапешт. Когда мы бычи над Большой Венгерской низменностью, самолет попал сначала в плотную облачность, а затем в сильную грозу. В результате мы должны были совершить срочную посадку. Когда гроза утихла, мы снова взлетели и без больших проблем приземлились на аэродроме Будаэрш.

На следующий день, 2 сентября 1944 г., около 08.00 я был разбужен радистом компании MALERTИ Маслаги (Imre Maszlagi), который сообщил мне, что я должен немедленно прибыть на аэродром. Мы сели на мотоцикл и вскоре уже были на аэродроме. Там меня ждал командир транспортной эскадрильи 102/1. Tf.Szd. капитан Ференц Геленчар (Ferenc Gelencsar). Он указал на Ju-52/Зт S.207, который уже стоял на взлетной полосе с работающими двигателями. Геленчар сказал мне, что командир этого самолета Золтан Осланъи (Zoltan Oszlanyi), вероятно, получил пищевое отравление и потому не может лететь. На борту самолета ожидали взлета два высокопоставленных штабных офицера и еще пять пассажиров. Пунктом назначения был польский город Краков».

Дах занял место командира, и «Юнкерс» поднялся в воздух. На его борту, кроме пассажиров, были также мешки с почтой и три бочки с высокооктановым авиационным горючим С-4. В экипаж самолета входили второй пилот лейтенант Шандор Фермеш (Sandor Fermes), радист Имре Маслаги и бортинженер Ласло Саки (Laszlo Szaky).

Приблизительно на полдороге, когда самолет находился над горами в районе г. Кремница (Kremnica), в 17 км западнее Банска-Бистрицы, его перехватил биплан В-534 с желтой полосой вокруг фюзеляжа. Экипажи 102/1. Tf.Szd. до этого уже много раз встречали в этом районе словацкие самолеты с желтой полосой, обозначавшей, что они принадлежат Люфтваффе. Однако на этот раз словацкий истребитель, сделав крутой левый разворот, с близкого расстояния открыл огонь по «Юнкерсу». Это было полной неожиданностью для венгерского экипажа, который ничего не знал о начавшемся Словацком народном восстании.

Правый двигатель Ju-52 сразу загорелся, и за ним потянулся шлейф плотного дыма. Бортинженер Ласло Саки, сидевший рядом с Дахом, был убит, бортрадист Маслаги был ранен в плечо, а второй пилот Фермеш получил легкое ранение в ногу. Кроме того, был убит и один из штабных офицеров, которому пуля попала в голову. И только по счастливой случайности ни одна из пуль не попала в бочки с горючим.

После того как правый двигатель загорелся, Циприх прекратил атаки, что, вероятно, спасло жизни оставшимся пассажирам и членам экипажа. Дах остановил два оставшихся двигателя и направил самолет вниз, чтобы совершить вынужденную посадку. Ему удалось приземлиться на лугу размером не больше футбольного поля. При этом правая стойка шасси, попав в яму, сломалась, и «Юнкере», завалившись на правое крыло, остановился. И хотя топливные баки были пробиты, а правый двигатель горел, самолет не загорелся.

Вскоре к месту приземления из близлежащей деревни Радвань (Radvan) прибыли двое жителей, которые помогли экипажу и пассажирам выбраться из самолета. Через некоторое время там же появились словацкие солдаты, и все венгры были взяты в плен. Первоначально они содержались в городе Банска-Бистрица, а затем их решили перевезти в лагерь для военнопленных. По пути туда автомобиль, в котором их везли, был обстрелян немецким FW-189. Воспользовавшись возникшей неразберихой, пленным удалось спрятаться в лесу. Затем они смогли добраться до венгерской границы и после проверки личностей вернулись в Будапешт.

Вечером 6 сентября на аэродроме Три Дуба приземлились два «Мессершмитта» — Bf-109G-6 W.Nr. 161742 ротника Рудольфа Божика и Bf-109G-6 W.Nr. 161713 ротника Франтишека Гановеца. Это были самолеты, которые еще ранним утром 31 августа перелетели на советский аэродром во Львове. 5 сентября оба истребителя прибыли на аэродром Торки, а на следующий день им было разрешено вернуться в Словакию. В 17.00 самолеты поднялись в воздух и, совершив перелет на высоте 4000 метров по маршруту Торки — Пшемысль—Три Дуба, через 55 минут приземлились на аэродроме Три Дуба.

Через несколько минут после их прибытия на аэродроме была объявлена тревога — в небе появился немецкий разведчик FW-189. Он летел по прямой на высоте около тысячи метров, фотографируя ангары и самолеты, находившиеся на аэродроме. Через три минуты «Фокке-Вульф» повернул в cтopoнry Кремницы, чтобы по кратчайшему пути вернуться на свой аэродром в поселке Нови-Двор (Novy Dvor), в 65 км восточнее Праги. Его экипаж знал, что у восставших нет современных истребителей, и потому чувствовал себя совершенно спокойно. Видимо, поэтому никто из немецких пилотов не заметил две небольшие темные точки, которые появились на горизонте и начали быстро приближаться к ним.

Это были два Bf-109G-6, получившие приказ перехватить разведчик. Поскольку Гановец имел при себе пакет, который он должен был передать генералу Голиану (Golian), место в кабине его «Мессершмитта» занял Циприх. Когда экипаж «Фокке-Вульфа» заметил истребители, было уже поздно. Одна из очередей попала в кабину FW-189, и пилот со штурманом были убиты. Неуправляемый самолет с работающими на полных оборотах двигателями еще некоторое время летел по прямой. Затем он начал постепенно заваливаться набок и, в конце концов, рухнул на лес в районе г. Кремница, в 17 км западнее Банска-Бистрицы, а оба «Мессершмитта» в 18.20 приземлились на аэродроме Три Дуба.

Однако, как и в случае с Bf-109E, боевая эффективность вновь прибывших Bf-109G-6 была практически снижена до нуля из-за хронической нехватки боеприпасов для 13-мм пулеметов MG131 и 20-мм пушек MG121, которыми они были вооружены. Боеприпасы лишь от случаю к случаю доставлялись по воздуху с советских аэродромов. В основном это были патроны и снаряды, собранные советскими трофейными командами на бывших немецких аэродромах. Они уже достаточное время пролежали на открытом воздухе в сырости, и потому бортовое оружие «Мессершмиттов» часто отказывало во время атак.

9 сентября в 07.40 в воздух на Bf-109G-6 W.Nr. 161713 поднялся ротник Божик. В районе г. Прьевидза (Previdze), в 40 км западнее Банска-Бистрицы, он трижды атаковал немецкий Ju-88A-4, но так и не смог открыть огонь. Божик был вынужден прекратить дальнейшие атаки и вернуться на аэродром. При этом его «Мессершмитт» получил 26 попаданий, были повреждены гидросистема выпуска шасси и хвостовое оперение. Из-за недостатка запасных частей словацкие механики не смогли отремонтировать истребитель, и он уже больше не использовался в дальнейших вылетах.

Утром 12 сентября 1944 г. над аэродромом Три Дуба, чтобы сфотографировать результаты налетов, появился разведчик Ju-88D. В 08.10 ему наперехват поднялся Bf-109G-6 W.Nr.161713, который пилотировал Циприх. Из-за острой нехватки боеприпасов «Мессершмитт» имел неполный боекомплект, но Циприху все же удалось в ходе двух атак повредить один из двигателей «Юнкерса». Пролетев некоторое расстояние на одном двигателе, он, в конце концов, совершил вынужденную посадку севернее г. Брезно-над-Гроном (Brezno nad Hronom), и на счет Циприха была записана 17-я победа.

В ночь с 13 на 14 сентября четырнадцать советских транспортных самолетов Ли-2 и С-47 доставили на аэродром Три Дуба в общей сложности 21 тонну различного военного снаряжения, среди которого было и достаточное количество боеприпасов для «Мессершмиттов». В результате словацкие пилоты смогли продолжить боевые вылеты на Bf-109G-6, и 15 сентября Циприх в районе г. Злате-Моравце (Zlaty Moravci), расположенного в 96 км северо-восточнее Братиславы, атаковал немецкую автоколонну. Получив несколько прямых попаданий, один из грузовиков, видимо перевозивший боеприпасы, взорвался.

Одновременно с поставкой боеприпасов для «Мессершмиттов», находившихся в руках восставших, было улучшено и управление самолетами в воздухе. Дело было в том, что на аэродроме Три Дуба не было радиостанции, способной поддерживать связь с радиостанциями FuG16, установленными на борту Bf-109G-6 и работавшими в диапазоне ультракоротких волн. Обнаружив в районе Три Дуба — Банска-Бистрица вражеский самолет, посты наземного наблюдения сообщали на аэродром Три Дуба его тип, высоту полета, курс и скорость. После того как словацкий «Мессершмитт» поднимался в воздух, его пилот должен был далее искать противника самостоятельно, что существенно снижало его шансы на успех.

Ситуация изменилась, когда 6 сентября на аэродром Три Дуба с советской территории перелетел FW-189А-2 из бывшей 1 -й разведывательной эскадрильи SVZ, в экипаж которого входили пилот ротник Сливка (Slivka) и штурман слободник Мешко (Mesko) и на борту которого прибыл майор И. И. Скрипка из штаба маршала Конева. «Фокке-Вульф» был переведен на вспомогательный аэродром Белька-Лука (Velka Luka) и хорошо замаскирован. С этого момента его радиостанция FuG 17 стала использоваться для связи с находившимися в воздухе словацкими Bf-109G-6.

С аэродрома Три Дуба поднялись три словацких самолета — Avia В-534 заставника Циприха, Bf-109G-6 ротника Божика и Letov S-328, который пилотировал ротник Крёгенбил (Krahenbiel). В районе поселка Горна-Штубня (Ноте Stubna), в 23 км северо-западнее г. Банска-Бистрица, они из бортового оружия атаковали части 178-й гренадерской дивизии «Татра». При этом «Мессершмитт» Божика был поврежден зенитным огнем, но смог благополучно вернуться на аэродром.

25 октября 1944 г. немецкие части вышли к г. Зволен, расположенному в 17 км южнее Банска-Бистрицы. Утром того же дня все способные подняться в воздух словацкие самолеты, находившиеся на аэродроме Три Дуба, получили приказ перелететь на советские аэродромы. Во время этого перелета был потерян последний словацкий «Мессершмитт», когда над Западными Карпатами в районе Дукельского перевала зенитным огнем был сбит Bf-109G-6 W.Nr. 161742 и его пилот ротник Кубович (Kubovic) погиб.

После поражения Словацкого народного восстания Циприх был в числе тех, кого успели эвакуировать на советских транспортных самолетах. Он вступил в Чехословацкую народную армию, где затем служил инструктором. В конце Второй мировой войны Циприху было присвоено звание поручика.

                                                                                Картинка

Источники, которые были использованы при подготовке материала о знаменитом словацком летчике Второй мировой войны Франтишеке Циприхе (Frantisek Cyprich):

  • Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Венгрия. Румыния. Болгария. Хорватия. Словакия. Испания - М.: ACT, 2002 г.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!