Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Асы Британской империи периода Второй мировой войны

Система учета воздушных побед

Можно с полной уверенностью сказать, что, по сравнению с другими странами—участницами Второй мировой войны, система учета воздушных побед, существовавшая в военно-воздушных силах Британской империи, была самой сложной, если не сказать запутанной.

По состоянию на 1 сентября 1939 г. победы, одержанные британскими пилотами, делились на две категории: «личные» (Solo) и «групповые» (Shared). Каждая из них, в свою очередь, могла быть двух типов: «убедительной» (Conclusive) или «неубедительной» (Inconclusive). В начале 1940 г. вместо последних были введены новые термины: «уничтоженный» (Destroyed) и «сомнительно уничтоженный» (Equivocal Destroyed) самолет, однако они не прижились и вместо них вскоре стали использовать понятия «подтвержденной» (Confirmed) и «не подтвержденной» (Unconfirmed) побед.

12 августа 1940 г. в военно-воздушных силах Британской империи была принята новая система учета побед, просуществовавшая уже до окончания Второй мировой войны. Два основных типа воздушных побед — «личная» и «групповая» — сохранились без изменений, но теперь каждый из них разделялся на три категории: «уничтоженный», «вероятно уничтоженный» (Probable Destroyed) и «поврежденный» (Damaged) самолет. К «вероятно уничтоженным» относились подбитые самолеты, но падения которых ни пилоты, ни наземные наблюдатели не видели.

«Поврежденным» же считался самолет, получивший хорошо видимые повреждения, например, в виде оторванных фрагментов обшивки, конструкции фюзеляжа, плоскостей и т.п., дымящегося двигателя, стоек шасси, вывалившихся из своих ниш и т.д.

В соответствии с этой системой существовали следующие варианты воздушных побед:
— «самолет, уничтоженный лично», которая для упрощения далее именуется личной победой;
— «самолет, уничтоженный в группе» — далее групповая победа;
— «самолет, вероятно уничтоженный лично» — далее вероятная победа;
— «самолет, вероятно уничтоженный в группе»;
— «самолет, поврежденный лично» — далее поврежденный самолет;
— «самолет, поврежденный в группе».

Самолеты, уничтоженные или поврежденные на земле или на воде, учитывались отдельно. Единственным отличием в системе их учета от учета воздушных побед было отсутствие категории вероятных побед.

Теоретически на счет пилота могли быть зачислены все шесть вышеуказанных вариантов воздушных побед, но на практике чаще использовались только четыре. Скорее всего, большинство летчиков понимали, что определения «самолет, вероятно уничтоженный в группе» или «самолет, поврежденный в группе» носят достаточно туманный и неопределенный характер, и потому не заявляли о такого рода победах. Во всяком случае, упоминания о них встречаются крайне редко.

В связи в тем, что в RAF, FAA, RCAF, RAAF, RNZAF и SAAF велся учет групповых побед, надо отметить следующее обстоятельство. Иногда встречаются сведения о том, что самолет, сбитый в группе, делился поровну на всех принимавших в этом участие пилотов, и получившуюся дробь (1/2,1/3 и т.п.) затем приплюсовывали к числу личных побед. Однако в действительности, в военно-воздушных силах Британской империи учет групповых побед велся отдельно, поскольку там считали, что две победы, одержанные в паре (1/2 + 1/2), это не совсем то же самое, что одна личная победа. Дробные же числа побед, периодически возникающие на счету английских, канадских, австралийских, новозеландских и южноафриканских пилотов, «обязаны» своим появлением, главным образом, американским изданиям. В них авторы придерживаются американской системы учета побед, в которой как раз и производилось деление групповых побед и их последующее сложение с числом личных побед.

Общая сложность системы учета побед, особенно наличие таких близких понятий как личная победа и вероятная победа, привели к тому, что в современных исследованиях и публикациях, посвященных истории Второй мировой войны, иногда встречаются довольно большие расхождения в оценке общего числа побед того или иного аса. Во многом эти расхождения обусловлены неточностями и ошибками, имеющимися в официальных документах того периода. Так, например, в официальном сообщении о награждении DFC сквадрэн-лидера Ллойда Гилберта Швэба (Lloyd Gilbert Schwab), помещенном 11 июля 1941 г. в «Лондонской газете», говорилось, что он одержал одиннадцать побед, в то время как фактически на его счету к этому времени были только шесть личных и одна вероятная победа.

Необходимо также сделать еще одно важное замечание — количество личных побед, числящихся на счету пилота, практически всегда превышает число реально сбитых им самолетов. Причин для этого много: это и отсутствие или нехватка объективных средств контроля, и невозможность в скоротечных или массированных боях точно определить дальнейшую судьбу атакованного самолета, и излишний «оптимизм» в оценке ущерба, нанесенного противнику. В материалах сайта, рассказывающих об отдельных асах Британской империи, там, где это возможно, показано, как результаты одного и того же воздушного боя отражались в донесениях противоборствовавших сторон и соответственно на личных счетах их пилотов.

В ходе Второй мировой войны свыше девятисот британских пилотов стали асами, сбив пять и более вражеских самолетов. Поэтому, чтобы дать максимально широкое представление о них, на страницах сайта www.warbirds.ru представлены асы, летавшие на самых разных самолетах — «Гладиаторах», «Харрикейнах», «Спитфайрах», «Темпестах», «Бленхеймах», «Бьюфайтерах» и «Москито» и воевавшие на разных театрах военных действий — в Западной Европе, Северной и Восточной Африке, Албании и Греции, на Средиземном море, на о. Мальта и в Австралии.

Не забыты и летчики, которые с июля 1944 г., участвуя в противовоздушной обороне Англии, перехватывали крылатые ракеты V-1, нацеленные на Лондон и другие крупные английские города. Многие из них официально так и не стали асами, поскольку учет сбитых ракет и самолетов велся в RAF раздельно.

В ходе Второй мировой войны британская авиация понесла значительные потери. Большинство пилотов и членов экипажей сбитых самолетов, оказавшись на вражеской территории, попали в плен и оставшееся до конца войны время провели в лагерях для военнопленных на территории Третьего рейха. Многие из них неоднократно пытались бежать, стремясь вернуться в Англию и продолжить борьбу.

Несомненно, самым известным побегом из немецкого плена стал т.н. «Большой побег», когда в ночь с 24 на 25 марта 1944 г. из лагеря на территории Польши бежали сразу 76 летчиков, среди которых были австралийцы, англичане, бельгийцы, греки, канадцы, литовцы, новозеландцы, норвежцы, поляки, французы, чехи и южноафриканцы.

 

По материалам М.В. ЗЕФИРОВ Асы второй мировой войны. Британская империя

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!